О каких ДТП не пишут на первых полосах газет и не снимают ролики для миллионных аудиторий?

logo
Среда, 31.03.2021 18:38 | Рубрика: Общество
02038

В отличие от авиакатастроф, смерти на дорогах считаются чуть ли не будничным и обыденным событием, издержками комфорта передвижения на дальние расстояния.

Большое количество ДТП, в которых гибнет огромное число людей, остаются незамеченными, общественный интерес вызывают лишь некоторые, и тогда говорят: крупное и резонансное… Убийцей за рулем называют нетрезвого водителя, по вине которого гибнут люди.

…Полочанин Артур Петров с утра выпивал со своим другом Алексеем (имена изменены). В какой-то момент Алексею позвонила мать и попросила забрать ее из магазина. Несмотря на принятое спиртное Алексей попросил Артура ему помочь, благо «Мерседес» последнего стоял под окном. Они сели в автомобиль и отправились за женщиной. Там же к ним в попутчицы напросилась соседка матери со своей 3-летней дочуркой. Пассажиров не смутило, что водитель уже подшофе. Алексей сел на переднее сиденье, обе женщины с ребенком – позади. Никто даже не подумал пристегнуться ремнем безопасности, а водитель не счел нужным им на это указать, хотя обязан был обеспечить безопасные условия перевозки пассажиров. После решили съездить в деревню, где снова выпивали. А затем возвращались обратно в Полоцк. Артур предложил прокатить пассажиров «с ветерком» и разогнал «Мерседес» до 105 километров в час. Вскоре они стали нагонять автомобиль «Ниссан», и Артур стал обгонять его, вылетел на встречную полосу, а при возврате на свою зацепил переднюю часть попутного автомобиля. В результате обе машины съехали в кювет, а «Мерседес» еще и перевернулся. Артур с Алексеем выбрались из-под автомобиля, самостоятельно вылезла и соседка с дочерью. Женщина стала помогать ребенку, вытирать кровь с лица, Артур же подошел к водителю пострадавшего автомобиля и стал просить никуда не сообщать о происшествии, мол, он оплатит ему ремонт авто. Свидетель, заметив, что водитель пьян, отказался и позвонил в милицию. Артур же, воспользовавшись суетой, развернулся и…ушел с места происшествия, вместо того, чтобы оказать помощь пассажирам, пострадавшим по его вине. Причем сам он не получил серьезных повреждений. А потом оказалось, что мать Алексея, находившаяся под опрокинувшейся машиной, погибла.

Конечно, Артур был наказан, он получил 5 лет колонии-поселения, заплатил большой штраф в доход государства и был на 5 лет лишен права управления любым транспортным средством, но жизни человеку это не вернет.

О таких авариях не пишут на первых полосах газет и не снимают ролики для миллионных аудиторий. Единственный «некролог», на который может рассчитывать жертва ДТП — короткая карточка в отчете ГАИ о статистике происшествий за отчетный период.

Смертность в ДТП — это основная причина гибели молодых людей от 18 до 35 лет, что существенно влияет на среднюю продолжительность жизни людей. А ведь это приоритетный показатель развития страны. Между тем, количество погибших можно снизить.

Как сообщила старший прокурор отдела прокуратуры области Вероника Дербенева, если взглянуть на цифры статистики, то в текущем году (данные прокуратуры на середину февраля) на территории области совершено 36 учетных дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 10, а ранено 36 человек. 11 происшествий произошло в областном центре, в которых 1 человек погиб и 11 ранено.

Когда изучалась психология участников дорожного движения, выяснились удивительные вещи.

Например, если улица в ширину достигает более 20 метров и похожа на взлетно-посадочную полосу, то зачастую она выглядит удобной и безопасной для водителя, но не является таковой, зато подсознательно создает желание ехать быстрее.

Когда светофор для пешехода горит красным больше минуты, некоторые люди в силу особенностей поведения, а не по злому умыслу, не могут этого вытерпеть и перебегают дорогу на красный сигнал.

Обилие знаков, изначально призванных привлечь внимание водителя, создает лишний повод отвлечься от ситуации на дороге, а водители не успевают рассмотреть все и проезжают не по правилам.

Остановка общественного транспорта привлекает водителей припарковаться «на секундочку», в итоге пассажиры автобуса высаживаются на проезжую часть и попадают под колеса.

В современных исследованиях звучат и самые частые причины аварий. На первом месте -- потеря контроля из-за высокой скорости или опьянения. Человек в эйфории от скорости не может ответственно управлять автомобилем. Если скорость превышает 50 километров в час нельзя быстро затормозить. Столкновения на скорости ниже 50 километров в час убивают незащищенных участников движения (пешеходов и велосипедистов) с вероятностью 20 процентов, а свыше 80 километров – 60 процентов. Также не последнее место занимает снижение внимания из-за знаков или препятствий. Чем меньше предметов отвлекает водителя и пешехода от ситуации на дороге, тем меньше вероятность трагедии.

Я помню свою растерянность при вождении автомобиля в первые дни после получения водительского удостоверения в центре города. И нужно учесть, что этот город я изучила досконально еще будучи пешеходом. А если оказаться в подобной ситуации в незнакомом месте? Боюсь даже представить себя в подобной ситуации. Конкуренция между участниками дорожного движения и агрессивное вождение приводят к 40 процентам аварий. Автомобиль выезжает на встречную полосу, чтобы побыстрее доехать до светофора или выехать на магистраль. Соблюдение правил дорожного движения могло бы предотвратить происшествие, но мы знаем, что люди склонны нарушать правила, если это легче, чем их исполнить.

И в этом случае нужна качественная и грамотная аналитика дорожно-транспортных происшествий на перекрестках. Чем и занимаются в нашей стране органы прокуратуры. В экспертную группу по анализу дорожно-транспортных происшествий в области и выработке мер по их предотвращению включены как прокуроры, так и сотрудники ГАИ, Следственного комитета, эксперты криминалистических экспертиз, инженеры по безопасности движения РУП «Витебскавтодор». На заседаниях принимаются решения об установке дорожных знаков, либо их удалении, нанесении разметки и многие другие. Не единожды прокуроры вносили представления в органы власти по оптимизации дорожного движения. Разбирательство каждого ДТП ведется как в рамках административного, так и уголовного права.

О погибших в результате дорожных происшествий редко пишут с сожалением, а иногда и вовсе со злым сарказмом, мол, поделом ему, переходя дорогу, нужно по сторонам смотреть. Большой палец народного мнения опускается вниз, и слабейшему из гладиаторов на арене нет снисхождения — только смерть. Но в чем виновата пожилая женщина, переходившая дорогу в Лепеле, где, казалось бы, и оживленного движения в принципе не бывает, да еще в 7 утра. Петр Остапенко выехал на трассу на технически неисправном автомобиле. На его «Ауди» в январе стояли летние шины. Выехав на середину дороги, он объезжал стоящий автомобиль и сбил человека. Затормозить не смог, но, осознав, что сбил человека, он выключил фары и, увеличив скорость, уехал домой. «Скорую помощь» для пострадавшей вызвали прохожие. Слава богу, женщина осталась жива, но переломы костей, закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение мозга и гематомы не прибавляют оптимизма. Через некоторое время водитель все же одумался и вернулся на место происшествия, но пешехода он оставил в опасности, вместо того чтобы оказать ему своевременную помощь. В рассмотренной ситуации суд не нашел обстоятельств, которые смягчили бы ответственность. По совокупности всех нарушенных правил Петр получил 2 года лишения свободы, с отсрочкой исполнения приговора на полтора года. Кроме того, он должен заплатить штраф в размере 1350 рублей и на 4 года лишен права управления любыми транспортными средствами. Такова цена беспечности. Надо отметить, не самая высокая цена.

Чем крупнее город, тем выше вероятность погибнуть, не находясь в автомобиле. В Беларуси погибает около 30 процентов пешеходов от всего количества погибших в результате ДТП, в городах областного значения -- около половины. Чуть увеличивается эта цифра в темное время суток, треть жертв не успевает пройти по проезжей части и трех метров, попадая под автомобиль в крайней правой полосе.

Автомобилисты, напротив, чаще получают травмы, не совместимые с жизнью, на загородных трассах. С большим отрывом лидирует выезд на встречную полосу движения, иногда с опрокидыванием в кювет.

Вероника Дербенева отмечает, что зачастую страдают дети возле школ. Так, например, ученик второго класса одной из школ областного центра, выйдя за ворота, переходил дорогу по пешеходному переходу, где его сбила машина. Водитель с места происшествия скрылся. Несмотря на то, что вначале малыш в запале поднялся, впоследствии ему пришлось обратиться за медицинской помощью. Личность 40-летней женщины-водителя установили, и сейчас она обвиняется по статье 159 УК Республики Беларусь: оставление в опасности. Санкции статьи предусматривают в зависимости от тяжести полученных пострадавшими повреждений, наказание от исправительных работ до трех лет лишения свободы со штрафом. Ведь правила дорожного движения четко регламентируют алгоритм поведения водителя после совершения ДТП. В том числе он должен остановиться и по возможности не перемещать автомобиль, и уж тем более не уезжать с места происшествия. Кроме того водитель, советует Вероника Дербенева, даже если пострадавший отказывается, должен настоять на вызове «скорой помощи», поскольку сразу человек может находиться в шоке и не почувствовать боли. Например, в вышеприведенном примере ребенок сразу сказал, что у него ничего не болит, а потом оказалось, что у него перелом. Обследовать пешехода -- в интересах водителя. Ведь какие-то повреждения пешеход может получить и позже, а сказать, что это результат ДТП. И он может искренне так считать, а не связать это с теми событиями, которые произошли позже.

Иногда скрывшиеся с места происшествия водители лукавят. Так, однажды водитель, ехавший с огромной скоростью, сбил женщину. Удар был такой силы, что она упала за кучу песка, лежавшую на обочине дороги. Повреждения были серьезными, она не могла встать и едва двигала руками. И тогда она стала выбрасывать на дорогу вещи. Водитель такси, проезжавший в этот момент по дороге, остановился и помог пострадавшей, вызвал «скорую». А установленный позже виновник ДТП утверждал, что решил, будто зеркало, которое осталось на дороге, пострадало от ветра. Точно так же на ветер грешил и другой водитель -- новополочанин. Он тоже якобы не заметил попавшего под колеса человека. Кто-то рассказывает, что сбил собаку, а не человека. И таких примеров немало. Люди готовы придумать что угодно, чтобы избежать наказания.

Тем не менее, работа экспертной рабочей группы приносит свои плоды. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить некоторые показатели. Например, снижается количество ДТП с участием детей: , если в 2019 году их было 44, то в 2020 – 40, то есть на 4 меньше. Также уменьшилось количество происшествий с участием пешеходов: в 2019 год у - 63, а в 2020 – 55, то есть на восемь происшествий меньше. Уменьшилось количество водителей, скрывшихся с места происшествия: в 2019 – 39, в 2020 – 32.

Также отмечено снижение количества ДТП, связанных с неподчинением сигналам светофора, знакам, разметке. Надо отметить, что зачастую пешеходы больше виноваты в таких ситуациях. Если вы видите мигающий зеленый, то по правилам вы уже не имеете права выходить на проезжую часть, а как поступают наши люди? Правильно, бегут.

Вообще в нашем городе многое делается для профилактики нарушений ПДД. Светящиеся полоски под ногами у выхода на пешеходный переход, улыбающийся смайлик на желтом сигнале светофора, отсчет секунд на пешеходном светофоре, все это призывает: не спеши, оглянись, подожди! Ведь здоровье -- такая хрупкая штука, его так легко потерять, и невозможно купить за деньги. Берегите себя!

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Светлана ШИРОКОВА.