Корреспондент vitbichi.by поработала с водителем троллейбуса и узнала, сложно ли им работать и сколько платят

logo
Пятница, 28.07.2023 08:55 | Рубрика: Общество
03212
Где «ночует» общественный транспорт? Как водители автобусов, троллейбусов, трамваев добираются до рабочего места, чтобы уже в 5 утра быть на маршруте? Что они должны предпринять, если в салоне произошло чрезвычайное происшествие? Ответы на эти вопросы искала корреспондент «Витьбичей», поработав один день с водителем Витебскоблавтотранса Артемом Константиновым.


На часах ровно 3.00, звонкая трель будильника напоминает, что мой рабочий день сегодня начинается гораздо раньше обычного. Признаться, в эти минуты начала жалеть, что отважилась в полном объеме испытать все прелести профессии водителя общественного транспорта. Но отступать — не в моих принципах! Поднялась с кровати, позавтракала и с мыслями, что день наверняка будет насыщенным и запоминающимся, поспешила навстречу неизведанному.

Путь до троллейбусного депо, которое находится на улице Софьи Панковой, пре­одолела, как и до своей работы, пешком. К проходной подошел Артем и повел меня туда, где «ночуют» троллейбусы. Их в депо 93, и каждый по-своему уникален.

— Здесь можно увидеть три поколения системы управления транспорта: транзисторную, тиристорно-импульсную и с автономным ходом. Мне больше нравится второй, на таких машинах комфортно ездить, хотя в современных есть множество модернизаций. К примеру, не нужно выходить из транспорта, чтобы снять штанги (их еще называют «усиками» троллейбуса), ведь это можно сделать с помощью всего одной кнопки в кабине, — рассказал Артем. — Аккумулятор в новых машинах позволяет без подключения к электричеству пройти те участки, на которых появились неполадки с энергией, ловко преодолеть возникшее на пути препятствие. Старые версии троллейбусов на такое не рассчитаны.


Перед тем как приступить к работе, сотрудникам Витебск­облавтотранса нужно пройти медицинский осмотр: измерить давление, температуру, пульс и проверить наличие алкоголя в организме. Если водитель будет нетрезв, то тут же отправится искать новую работу. После медицинского осмотра, который никаких противопоказаний у Артема не выявил, мы отправились в соседнее здание, где водитель изучил свое расписание и взял у дежурного путевой лист, который оформляется на каждый новый выход на маршрут.


И вот мы уже в кабине троллейбуса, на котором будем следовать по маршруту № 4 (железнодорожный вокзал — Смоленский рынок). Перед началом движения важно проверить состояние транспорта и убедиться, что все исправно. На улице шел дождь, но Артем, как и другие водители, осматривал троллейбус снаружи и внутри: безопасность пассажиров превыше всего! А я в это время изучала кабину, в которой 8-часовую рабочую смену проводят водители. У современных троллейбусов она эргономичная и выглядит какой-то космической: на панели множество кнопок. Глядя на них, сразу понимала, какие за что отвечают, ведь на кнопках иконки с изображением соответствующих действий. К этому времени в кабину зашел Артем и сообщил, что до отправления осталось 15 минут. По­этому была возможность задать еще несколько вопросов, ведь во время движения разговаривать нельзя, чтобы не отвлекать внимание водителя.


Мне было интересно узнать, как молодой человек выбрал профессию.

— После прохождения срочной военной службы долгое время искал работу. Знакомые посоветовали устроиться водителем в Витебскоблавтотранс, где как раз был открыт набор на обучение категории I (управление троллейбусом). По направлению из центра занятости профессию можно было освоить бесплатно. Длилось обучение 4 месяца: первые три — теоретические занятия, один — практические, — поделился Артем. — Учиться было несложно и очень интересно. Мы изучали устройство троллейбуса, нюансы его технической эксплуатации и, конечно же, правила дорожного движения. Главное в профессии — это наличие желания и стремления, тогда все обязательно получится. 

Чтобы пройти обучение на водителя общественного транспорта нужно быть старше 21 года, иметь свидетельство о получении среднего образования и медицинское заключение об отсутствии противопоказаний. После учебы можно практически бесплатно получить права категории B (управление легковым автомобилем). Заплатить нужно только за сдачу экзамена и изготовление водительского удостоверения.
-- Работа нравится, и зарплата постоянно растет. У водителей троллейбуса она зависит от количества часов, при этом в месяц должно быть отработано не менее 160. Также можно в свой выходной взять дополнительный рабочий день, который будет оплачиваться по двойному тарифу. При обычном пятидневном рабочем графике можно получить порядка 1400 рублей, -- рассказал мой наставник. -- Есть знакомые, которые приехали работать из другого города, и им предоставили общежитие. Кстати, во время обучения его также дают. К плюсам отношу и то, что есть профсоюзная поддержка, подарки к профессиональному празднику, 23 февраля или 8 Марта.

Парк Витебскоблавтотранса постоянно пополняется. Новая техника отвечает всем требованиям, предъявляемым к современному электротранспорту. Работать на таких машинах — одно удовольствие. Но от водителей по-прежнему при выходе на маршрут требуются внимательность, сосредоточенность и... стрессоустойчивость.


— Помню, в первую мою рабочую зиму водителем попал в ДТП. Тогда выпал снег, и дорожные службы не успели расчистить дорогу. Не было опыта работы в такую погоду, растерялся, не рассчитал дистанцию, и троллейбус на небольшой скорости столк­нулся с легковыми автомобилями. К счастью, никто не пострадал, — рассказал молодой водитель.

О таких происшествиях водители и другие сотрудники должны докладывать диспетчеру, который оперативно реагирует на сообщения. Например, вместо неисправного троллейбуса пришлет другой, который доставит пассажиров до пунктов назначения.

— Было такое, что в жаркую погоду в транспорте бабушке стало плохо, сразу же вызвали «скорую» и сообщили пассажирам, что троллейбус дальше не поедет. Конечно, эта новость вызвала бурю возмущений. Но в данном случае по приобретенному билету пассажиры имели право доехать до нужного места на автобусе, троллейбусе или трамвае.

За разговором время летит незаметно: на часах 5.46 — время отправляться в путь. Для водителей важна каждая минута, ведь приезд на остановочные пункты строго отслеживается: нельзя приезжать раньше срока или опаздывать. За это сначала сделают замечание, а при неоднократном повторении водителю грозит дисциплинарное взыскание.

Самый ранний выезд из депо по маршруту № 4 — в пять часов одну минуту, а последним также заезжает троллейбус № 4 — в час две минуты ночи.
Во время нашего маршрута заметила, что водители легковых автомобилей часто создают помехи для проезда общественного транспорта: паркуются на остановочном пункте, перестраиваются впереди идущего троллейбуса. Пассажиры, особенно когда автобус или троллейбус резко тормозит, порой обвиняют водителя общественного транспорта, хотя он тут ни при чем. В таких случаях важно не поддаваться эмоциям и спокойно продолжать движение. Наш маршрут прошел без приключений. По приезде в депо вышла с Артемом из троллейбуса и решила задать один из самых волнующих уже несколько лет вопросов: неужели ежедневно и в зной, и в ненастье работники с утра идут на работу пешком?

— Конечно, нет, — улыбнулся мой наставник. — Забирает на остановках вблизи домов водителей и кондукторов дежурный автобус и привозит в депо. Так предприятие заботится о комфорте своих сотрудников.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Анна ЛЕОНЬКИНА. Фото автора.