Где «ночует» общественный транспорт? Как водители автобусов, троллейбусов, трамваев добираются до рабочего места, чтобы уже в 5 утра быть на маршруте? Что они должны предпринять, если в салоне произошло чрезвычайное происшествие? Ответы на эти вопросы искала корреспондент «Витьбичей», поработав один день с водителем Витебскоблавтотранса Артемом Константиновым.
На часах ровно 3.00, звонкая трель будильника напоминает, что мой рабочий день сегодня начинается гораздо раньше обычного. Признаться, в эти минуты начала жалеть, что отважилась в полном объеме испытать все прелести профессии водителя общественного транспорта. Но отступать — не в моих принципах! Поднялась с кровати, позавтракала и с мыслями, что день наверняка будет насыщенным и запоминающимся, поспешила навстречу неизведанному.
Путь до троллейбусного депо, которое находится на улице Софьи Панковой, преодолела, как и до своей работы, пешком. К проходной подошел Артем и повел меня туда, где «ночуют» троллейбусы. Их в депо 93, и каждый по-своему уникален.
— Здесь можно увидеть три поколения системы управления транспорта: транзисторную, тиристорно-импульсную и с автономным ходом. Мне больше нравится второй, на таких машинах комфортно ездить, хотя в современных есть множество модернизаций. К примеру, не нужно выходить из транспорта, чтобы снять штанги (их еще называют «усиками» троллейбуса), ведь это можно сделать с помощью всего одной кнопки в кабине, — рассказал Артем. — Аккумулятор в новых машинах позволяет без подключения к электричеству пройти те участки, на которых появились неполадки с энергией, ловко преодолеть возникшее на пути препятствие. Старые версии троллейбусов на такое не рассчитаны.
Перед тем как приступить к работе, сотрудникам Витебскоблавтотранса нужно пройти медицинский осмотр: измерить давление, температуру, пульс и проверить наличие алкоголя в организме. Если водитель будет нетрезв, то тут же отправится искать новую работу. После медицинского осмотра, который никаких противопоказаний у Артема не выявил, мы отправились в соседнее здание, где водитель изучил свое расписание и взял у дежурного путевой лист, который оформляется на каждый новый выход на маршрут.
И вот мы уже в кабине троллейбуса, на котором будем следовать по маршруту № 4 (железнодорожный вокзал — Смоленский рынок). Перед началом движения важно проверить состояние транспорта и убедиться, что все исправно. На улице шел дождь, но Артем, как и другие водители, осматривал троллейбус снаружи и внутри: безопасность пассажиров превыше всего! А я в это время изучала кабину, в которой 8-часовую рабочую смену проводят водители. У современных троллейбусов она эргономичная и выглядит какой-то космической: на панели множество кнопок. Глядя на них, сразу понимала, какие за что отвечают, ведь на кнопках иконки с изображением соответствующих действий. К этому времени в кабину зашел Артем и сообщил, что до отправления осталось 15 минут. Поэтому была возможность задать еще несколько вопросов, ведь во время движения разговаривать нельзя, чтобы не отвлекать внимание водителя.
Мне было интересно узнать, как молодой человек выбрал профессию.
— После прохождения срочной военной службы долгое время искал работу. Знакомые посоветовали устроиться водителем в Витебскоблавтотранс, где как раз был открыт набор на обучение категории I (управление троллейбусом). По направлению из центра занятости профессию можно было освоить бесплатно. Длилось обучение 4 месяца: первые три — теоретические занятия, один — практические, — поделился Артем. — Учиться было несложно и очень интересно. Мы изучали устройство троллейбуса, нюансы его технической эксплуатации и, конечно же, правила дорожного движения. Главное в профессии — это наличие желания и стремления, тогда все обязательно получится.
Чтобы пройти обучение на водителя общественного транспорта нужно быть старше 21 года, иметь свидетельство о получении среднего образования и медицинское заключение об отсутствии противопоказаний. После учебы можно практически бесплатно получить права категории B (управление легковым автомобилем). Заплатить нужно только за сдачу экзамена и изготовление водительского удостоверения.
-- Работа нравится, и зарплата постоянно растет. У водителей троллейбуса она зависит от количества часов, при этом в месяц должно быть отработано не менее 160. Также можно в свой выходной взять дополнительный рабочий день, который будет оплачиваться по двойному тарифу. При обычном пятидневном рабочем графике можно получить порядка 1400 рублей, -- рассказал мой наставник. -- Есть знакомые, которые приехали работать из другого города, и им предоставили общежитие. Кстати, во время обучения его также дают. К плюсам отношу и то, что есть профсоюзная поддержка, подарки к профессиональному празднику, 23 февраля или 8 Марта.
Парк Витебскоблавтотранса постоянно пополняется. Новая техника отвечает всем требованиям, предъявляемым к современному электротранспорту. Работать на таких машинах — одно удовольствие. Но от водителей по-прежнему при выходе на маршрут требуются внимательность, сосредоточенность и... стрессоустойчивость.
— Помню, в первую мою рабочую зиму водителем попал в ДТП. Тогда выпал снег, и дорожные службы не успели расчистить дорогу. Не было опыта работы в такую погоду, растерялся, не рассчитал дистанцию, и троллейбус на небольшой скорости столкнулся с легковыми автомобилями. К счастью, никто не пострадал, — рассказал молодой водитель.
О таких происшествиях водители и другие сотрудники должны докладывать диспетчеру, который оперативно реагирует на сообщения. Например, вместо неисправного троллейбуса пришлет другой, который доставит пассажиров до пунктов назначения.
— Было такое, что в жаркую погоду в транспорте бабушке стало плохо, сразу же вызвали «скорую» и сообщили пассажирам, что троллейбус дальше не поедет. Конечно, эта новость вызвала бурю возмущений. Но в данном случае по приобретенному билету пассажиры имели право доехать до нужного места на автобусе, троллейбусе или трамвае.
За разговором время летит незаметно: на часах 5.46 — время отправляться в путь. Для водителей важна каждая минута, ведь приезд на остановочные пункты строго отслеживается: нельзя приезжать раньше срока или опаздывать. За это сначала сделают замечание, а при неоднократном повторении водителю грозит дисциплинарное взыскание.
Самый ранний выезд из депо по маршруту № 4 — в пять часов одну минуту, а последним также заезжает троллейбус № 4 — в час две минуты ночи.
Во время нашего маршрута заметила, что водители легковых автомобилей часто создают помехи для проезда общественного транспорта: паркуются на остановочном пункте, перестраиваются впереди идущего троллейбуса. Пассажиры, особенно когда автобус или троллейбус резко тормозит, порой обвиняют водителя общественного транспорта, хотя он тут ни при чем. В таких случаях важно не поддаваться эмоциям и спокойно продолжать движение. Наш маршрут прошел без приключений. По приезде в депо вышла с Артемом из троллейбуса и решила задать один из самых волнующих уже несколько лет вопросов: неужели ежедневно и в зной, и в ненастье работники с утра идут на работу пешком?
— Конечно, нет, — улыбнулся мой наставник. — Забирает на остановках вблизи домов водителей и кондукторов дежурный автобус и привозит в депо. Так предприятие заботится о комфорте своих сотрудников.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.