Витебский художник Юрий Баранов убежден, что художниками рождаются все без исключения

logo
Суббота, 12.08.2023 09:40 | Рубрика: Общество
01496
Реальность и творческий мир художника могут существовать параллельно или быть близкими друг другу. Но настоящего творца отличает непреодолимое желание привнести свое мироощущение в привычную обыденность.


В этом убежден витебский художник Юрий Баранов, для которого большой любовью в изобразительном искусстве на всю жизнь стала графика. Мир этой художественной техники — удивительный, необыкновенный — открытое пространство для воображения.

Художниками рождаются все без исключения, считает Юрий Анатольевич. Действительно, редко встретишь ребенка, не любящего рисовать. Просто потом, забыв о красках и карандашах, повзрослевшие дети занимаются более прозаичными делами. Юрий Баранов, рисовавший с детства, сохранил это пристрастие на долгие годы, и всю жизнь он расширял свой творческий кругозор.

Выбор Юрий Анатольевич сделал самостоятельно, совсем мальчишкой, когда пришел в студию рисования во Дворце пионеров.

Первым преподавателем его стал Геннадий Шутов, который открыл в маленьком Юре талант графика, рассказал ему об искусстве линогравюры, привил будущему художнику основные навыки работы с резцом. Потом была скульптурная мастерская Дмитрия Генеральницкого. Но скульптура не увлекла мальчика. В памяти художника то время осталось ощущением подземелья, пронизанного запахом глины, стоявшей повсюду в огромных чанах.

Графика со своей строгостью, конкретикой сюжета, где на первый план всегда выходит рисунок, то есть мысль художника, для Юрия Баранова стала основой творчества. Не отвлекаясь на цветовую гамму (хотя художник работает в технике цветной линогравюры), Юрий Анатольевич сумел создать свой, поразительно емкий художественный мир, населив его воспоминаниями прошлого.

Витебск в работах графика обретает очертания города полувековой давности — города детства художника. То «подмигнет» внимательному зрителю с гравюры аптека, находившаяся на современной улице Ленина, а то поднимется куполами ввысь церковь Святых Петра и Павла в Задвинье. Творчество Юрия Анатольевича не лишено авторского вымысла, он сложен, и художник несет за него ответственность.

В 1970-х годах Юрий Баранов, собрав свои витебские эскизы, отправился в Москву получать художественное образование. В столице у молодого человека произошла судьбоносная встреча с Андреем Гончаровым, известным советским живописцем и графиком, иллюстратором множества книг, вышедших в советской печати.


Увидев работы молодого витебчанина, Андрей Дмитриевич, на ту пору профессор Московского полиграфического института, сказал: «Юра, ты должен оформлять книги!» Юрий Анатольевич последовал совету профессора. И мы обрели удивительно тонкого, чувствующего ценность каждого слова, талантливого книжного иллюстратора. Это очень сложная работа. О своих персонажах, их внешнем облике, обо всем, что их окружает, Юрий Анатольевич говорит так: «Поиск образа героя — это бессонные ночи, множество эскизов, набросков, из которых нужно выбрать только один, и он должен полностью совпасть с представлениями большинства будущих читателей».

Юрий Анатольевич блестяще справляется с этими задачами.

Берясь за работу, художник всегда придерживается четких правил, главное из которых — спокойствие. Тонкость работы над линогравюрой, офортом или ксилографией не терпит ошибок, которые в спешке можно допустить при работе резцом.

В творческой биографии витебского графика — сотрудничество с издательствами «Молодая гвардия», «Художественная литература», «Советская Россия», «Современник», «Советский писатель» и другими. После выхода в свет книги Бориса Пилипенко «Красная молния» в 1981 году в издательстве «Молодая гвардия», рассказывающей о дружбе советского и монгольского народов, редактор Любовь Левко, вспоминая о работе над изданием, высоко оценила вклад художника: «Доверие он оправдал, создав сюиту ксилографий, которые прекрасно иллюстрируют книгу. Работы Юрия Баранова несут самостоятельную нагрузку, воспринимаются как своеобразная графическая новелла о братской стране».

Проиллюстрированные Барановым «Рассказы о театре» Николая Абалкина были переведены на разные языки, и замечательный парадокс: при переводе оригинальность текста исчезала, а рисунки оставались неизменными, словно доказывая универсальность языка искусства.

Но настоящую известность принесли автору его экслибрисы, в изя­ществе которых Баранов достиг удивительного мастерства, став лучшим среди современных белорусских художников. Появление в творчестве экслибриса, по признанию самого Юрия Анатольевича, было совершенно случайно. Чей-то заказ на «фамильный герб» библио­теки положил начало огромному пласту работы. Сегодня Юрий Баранов — автор более чем ста пятидесяти печатных знаков, украшающих книжные собрания в разных уголках света.
Говоря о сложности искусства экслибриса, художник в первую очередь выделяет умение создающего книжный знак угадать, почувствовать идею заказчика. Это не всегда легкая задача, но не было еще случая, чтобы Баранов не справился с ней. Причем, как любит подчеркивать Юрий Анатольевич, чем интереснее она, то есть сложнее, тем привлекательнее, тем больше вызывает сомнений, а значит, и желания мыслить.
Творческий путь Юрия Баранова насчитывает уже более полувека. За это время менялся его графический Витебск. Рождались новые работы, многие из которых были случайными, навеянными минутным проблеском солнца, отразившимся в окне дома, обильным снегопадом, да и просто хорошим настроением. Неизменным остается талант. И художник продолжает свой путь.

…Говоря об удивительной чуткости таланта Юрия Анатольевича, можно вспомнить его работу «Снегири». На черно-белой линогравюре — изображение озера и летящих над водой снегирей. Птицы — маленькая деталь в работе, но именно она оживляет ее, именно она приоткрывает нам дверь в мир, созданный для нас замечательным художником-графиком Юрием Барановым.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Артемий ВАСИЛЕВИЧ.