Концерт музыки барокко представил в Витебске на фестивале имени И.И.Соллертинского дуэт Дмитрия Зубова и Галины Матюковой

logo
Четверг, 17.12.2015 15:57 | Рубрика: Культура
03124
Дуэт Дмитрия Зубова (Санкт-Петербург) и Галины Матюковой (Минск) в Витебске Дуэт Дмитрия Зубова (Санкт-Петербург) и Галины Матюковой (Минск) в Витебске


Завтра в Витебске концертом фортепианной музыки, с которым выступит народный артист России Алексей Любимов,  завершится XXVII Международный музыкальный фестиваль имени И.И. Соллертинского.

Этот форум классического искусства подарил немало интересных встреч со знаменитыми музыкантами. И одна из них позволила совершить путешествие в эпоху барокко в сопровождении исторических инструментов — клавесина и флейты-траверсо (вид поперечной флейты, распространенной в XVII веке), звучание которой за все фестивальные годы публика услышала впервые.

Собственно, и замечательный дуэт Дмитрия Зубова (Санкт-Петербург) и Галины Матюковой (Минск) в Витебске выступал первый раз. С концертом камерной музыки артисты приехали благодаря стараниям Дмитрия Соллертинского, друга фестиваля, и внесли в его контекст неповторимые нежнейшие барочные краски.

Пока «отдыхали» пережившие дорогу из Минска капризный клавесин (как положено, 2-3 часа перед концертом, чтобы акклиматизироваться) и самшитовая флейта-траверсо, мы пообщались с Дмитрием и Галиной. И, конечно, заинтересовали эти старинные инструменты, для которых писали музыку композиторы Вивальди, Гендель, Бах…

— Ваши клавесин и флейта-траверсо из прошлых веков или все-таки они выполнены современными мастерами по образу и подобию старинных моделей?
— Если даже так, то это и есть аутентичные инструменты, — откликнулся Дмитрий.— Мой клавесин построен замечательным московским мастером Николаем Полоcковым. Причем он выполнен с глубочайшим познанием исторического инструмента, но в нем присутствует и фантазия мастера. Вообще, существовало огромное количество клавесинов, в старые времена что не мастер, то и модель… Мой инструмент — это спинет, разновидность клавесина.
— Видите ли, флейт XVIII века осталось очень мало, да и в отличие от струнных, например, скрипок, духовые инструменты со временем сыгрываются, теряется звуковой глянец, — рассказала Галина. — Траверсо для меня изготовил в 2001 году известный в Европе инструментальный мастер Тутц по чертежам, распространенным в XVII веке. Он потрясающе делает такие флейты.
— В ваших творческих биографиях есть точки соприкосновения — Дмитрий после окончания Ленинградской консерватории приехал дирижером в Волгоградский оркестр и вы, Галина, играли в этом коллективе после Минской консерватории, потом оба учились игре на старинных инструментах в Германии, в Высшей школе в Штутгарте. А потом — пути сошлись в ансамбле «Камерные солисты Минска», созданном Дмитрием Зубовым. Как сложился ваш дуэт, и, может, он не только творческий?

— Мы действительно — пара, — ответили музыканты, и Дмитрий рассказал:
— Я много времени провожу и в Минске, и в Петербурге, вот после Витебска отправлюсь на берега Невы. Преподаю в частном институте клавесин. В Минске же наш ансамбль — при Союзе музыкальных деятелей. У нас постоянный состав, и в год мы готовим пять-шесть проектов. У нас был интересный цикл «Музыкальные столицы Европы». Выступаем время от времени с Галиной дуэтом, даем концерты в Германии. Галина также преподает старинные инструменты в Белорусской академии музыки.

— А что все-таки человека XXI века ориентирует на историческую старинную музыку? Что вас объединяет в любви к барокко?
— Это яркая и очень гармоничная музыка — музыка милая и изящная. Мы стараемся играть разные стили — итальянский, немецкий, французский. Чтобы показать максимально музыкальное разнообразие, влюбить новых слушателей в барокко, для витебской программы подготовили не только произведения известных Баха, Генделя, но и малознакомых широкой публике Локателли, Оттетера, Платти, Буамортье, Рамо.

— А доводилось кому-нибудь из вас играть на музейных инструментах?
— О, да, играл концерт в Шереметьевском дворце на очень хорошем рояле 1860 года, — ответил Дмитрий Евгеньевич.— Но у нас — это единичный случай, а вот в Штутгарте с огромным удовольствием играл на старинных клавесинах 1700 и 1680 годов. В свое время проходил мастер-класс в одном из музеев Антверпена на клавесине XVIII века, на котором по легенде играл юный Моцарт!
Как музыкант, конечно, испытал трепет…
Своим исполнением на исторических инструментах Дмитрий Зубов и Галина Матюкова доставили настоящее удовольствие на фестивале. Остается надеяться, что слушателей, полюбивших барокко, ждут новые встречи с этими замечательными музыкантами.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.