В Витебске реконструируют и реставрируют здание народного художественного училища, основанного Марком Шагалом

logo
Пятница, 11.12.2015 19:32 | Рубрика: Культура
04538
KOAK8214Витебск может дать ощущение. Ощущение и дыхание эпохи, родившей авангард, что немаловажно для ее понимания…

В конце 2011 года решением горисполкома дом по улице «Правды», 5а перешел в коммунальную собственность и передан музею «Витебский центр современного искусства» (ВЦСИ). В настоящее время здание, которому уже более ста лет, внесено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь и является памятником национального значения для нашей страны.

В настоящее время ведется реконструкция и реставрация знакового для города здания №5а по улице «Правды», в котором будет размещен музей Витебского народного художественного училища. В прошедший четверг на этом объекте, который является национальным памятником истории и культуры начала XX века, председатель Витебского горисполкома Виктор Николайкин провел расширенное рабочее совещание, в котором принимали участие представители заказчика работ КУП «Капитальное строительство г.Витебска», подрядной организации «Витебскторгстрой» и проектной — «Витебскгражданпроект», администрации Железнодорожного района, эксплуатирующей стороны — ВЦСИ.

Сегодня проведение работ по реконструкции этого объекта находится под пристальным вниманием городской власти. Любопытная параллель. В 1918 году шла гражданская война, и, когда Шагалу отдавали дом «под художественные дела», это событие было из плоскости ирреального — другие были приоритеты. Скажем честно, и наши времена не «сахарные», тем не менее и сегодня вышли на первый план реконструкция этого исторического памятника и организация музея, по словам директора ВЦСИ Андрея Духовникова, «необходимого для Витебска и мирового искусства».

— Этот объект однозначно для нас приоритетный, — вновь подчеркнул на выездном совещании Виктор Николайкин, призвав подрядчика работать максимально эффективно. — То, что мы делаем, останется на века. Это не тот объект, где выгадывать что-то надо, напротив, это тот случай, когда патриотизм должен быть в приоритете. Надо было бы всем миром скинуться, а не только рассчитывать на бюджет. И тем не менее, освоив 5 миллиардов в 2015 году на этом объекте, мы уже сделали немало. Будем продолжать работать на имидж нашего города, и сегодня для этой цели важнее объекта не вижу. Нам важны многие строящиеся сегодня и другие городские объекты, но такого, как этот дом, нигде нет в мире! И всем нужно напрячься.

KOAK8076Мысль главы города совершенно прозрачна. Привлечение внимания к центру, о котором знают в мире, актуально, но не менее важно, чтобы многие поколения витебчан понимали, какой город они приняли в наследство и что будет увековечено в музее, который рождается сейчас.

Из истории. Здание на улице «Правды», 5а в Витебске построено в 1913 году банкиром Израилем Вишняком. В 1918-м особняк был национализирован и передан под нужды Витебского народного художественного училища, которое основал Марк Шагал, в то время уполномоченный Коллегии по делам искусств в Витебской губернии. Торжественно открывал его художник в январе 1919 года. ВНХУ находилось в этом здании до 1923-го. Здесь работали и жили впоследствии знаменитые его преподаватели — сам Марк Шагал, Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Давид Якерсон, Николай Суэтин, Илья Чашник и многие другие художники. В этом здании также находились творческое объединение «УНОВИС», свободные художественные мастерские, художественно-практический институт.

В городе, разрушенном во время Великой Отечественной войны до руин, этому историческому зданию выпала завидная судьба — уцелеть в своем первозданном виде. В советское время здесь находился вычислительный центр стройорганизаций.

Именно в Витебске в 20-е годы XX века были брошены такие зерна в поле мировой художественной культуры, которые дали богатейшие всходы новаторских идей, успешно эксплуатируемых и XXI веком. Казимир Малевич и его супрематические идеи изменили мир, он задолго до компьютеров создал свою «виртуальную реальность», ПРОУНы Лазаря Лисицкого стали прообразами современнейших строений, расширив архитектурное мышление. Если в мире порой кто-то еще не знает Беларусь, то о Витебске хоть сколько-нибудь образованный человек слышал из-за имени Марка Шагала… В мировом пространстве небольшой городской уголок Витебска и особняк, в котором размещалось художественное училище Шагала и создавался УНОВИС (Утвердители нового искусства), мир искусства, дизайна, архитектуры планеты признает своей значимой и неотъемлемой частью. А Витебская художественная школа — феномен XX века, как явление культуры продолжает волновать историков и теоретиков искусства, музейщиков, заряжать энергией художников.

И вот теперь делается все возможное, чтобы в музейном варианте подарить жизнь зданию, которое в свое время было пристанищем не менее чем для трехсот художников. Здесь создается уникальное и высокотехнологичное музейное пространство, центр, который может и посетителю, и исследователю художественного авангарда дать то, что не даст музей, где находятся работы знаменитых художников.

Как идет реконструкция исторического объекта, председатель горисполкома Виктор Николайкин изучает детально и обстоятельно. Так было и в этот раз. В настоящее время отреставрированы фасад и боковые стены здания, по цвету они максимально близки к аутентичному, выполнены инженерные коммуникации, внутри ведутся строительные работы.

Виктор Павлович также интересовался концепцией будущего музея ВНХУ и тем, каким образом изыскиваются средства для создания экспозиции. Директор Центра современного искусства Андрей Духовников, проведя экскурсию по реконструируемому зданию по архивным планам 1923 года, подробно ознакомил всех участников совещания с наработками.

KOAK8145— Самое главное, что уцелевший дом, который помнит шаги великих художников, сам по себе является музеем, — акцентировал Андрей Эрихович. Он рассказал, что музейная экспозиция начнется с истории особняка и рассказа о его строителе и владельце Вишняке. Вместе с дизайнером Александром Вышкой ведется работа над созданием большой презентационной карты Витебска для размещения в цоколе. Этажом выше будет находиться мультимедийный зал для рассказа о Витебске начала XX века, научные разработки по этой теме помогает выполнить областной краеведческий музей. Стены и потолки по замыслу оформляются видами старого Витебска, нон-стоп будет транслироваться уникальный документальный ролик о праздновании в Витебске первой годовщины Октябрьской революции, к оформлению которого имел непосредственное отношение Марк Шагал. В одной из комнат разместится выставка архивных документов, иллюстрирующая историю создания народного художественного училища.

Часть помещения отводится под мемориальную зону, в оформлении которой будут использован фрагментарно старый паркет, обнаруженный при реконструкции дома, а также мольберт и кисти, сейчас предпринимается попытка приобрести их у постановщиков фильма Александра Митты «Шагал — Малевич». В этой части — «посвящение» людям, связанным с училищем — его директорам и преподавателям. По словам Андрея Духовникова, сотрудниками центра проведена большая работа по идентификации мест, и в помещении сохранится топография комнат, принадлежавших Шагалу, Лисицкому, Малевичу.

Для оформления залов будут использованы идеи Лисицкого, в частности, его знаменитого плаката «Клином красным бей белых», реконструированные по фотографиям того времени обои и многое другое. Есть намерения выполнить реконструкцию архитектонов Малевича, установить офортный станок (есть фотография, на которой изображен Лисицкий за таким станком), на котором можно печатать и предлагать продукцию как сувенир. На втором этаже планируется установить большую стеклянную стену, она будет словно портал в историю здания и Витебска.

Музей планируется высокотехнологичный, с эксклюзивным оборудованием, интерактивный, с электронной библиотекой, с большим выставочным залом, позволяющим экспонировать работы из мировых музеев. Однако для этого необходимо обеспечить определенный климат-контроль, вентиляцию помещения.

KOAK7992Реагируя на задачи, стоящие перед профессионалами, и горячо поддерживая дело по созданию музея, Виктор Николайкин четко обозначил свою позицию.

— Главное, ничего не упрощать, не сводить объект к выставочному залу, их у нас хватает. Все должно быть уникальным и на высшем уровне — от микроклимата, сигнализации до экспозиционного наполнения и дизайнерских решений, — подчеркнул Виктор Павлович.

Глава города поставил задачу соответствующим службам и музейщикам — сейчас, когда формируется бюджет, внести предложения по необходимому финансированию музея. Однако Виктор Павлович подчеркнул, что очень важно изыскивать и внебюджетные средства для завершения работ по введению этого знакового для города объекта. Каждый — от простого горожанина-патриота до промышленника и предпринимателя — может стать причастным к этому великому делу.

Во время совещания также обсуждался вопрос благоустройства территории и оформления улицы, передачи Центру современного искусства пристройки к зданию стройтреста №9.

KOAK8218Сметная стоимость объекта 16,4 миллиарда рублей. За время реконструкции и реставрации здания освоено 8,5 миллиарда бюджетных рублей.

Наталия КРУПИЦА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.