Встреча с председателем правления Белорусского общества «Знание», кандидатом исторических наук, известным политологом и публицистом Вадимом Гигиным состоялась в ВГУ имени П. М. Машерова.
Общество «Знание» в период обсуждения проекта изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь проводит по всей стране серию диалоговых площадок под названием «В режиме правды». Заместитель председателя горисполкома Виктор Глушин, представляя аудитории гостя Витебска, анонсировал, что встречи с населением спикеров именно этого государственно-общественного объединения стали одними из самых интересных, убедительных, с яркой и доступной аргументацией. Таким диалог в итоге и получился, ведь Вадим Францевич львиную долю времени отвел на ответы на вопросы слушателей, которые порой выходили за рамки собственно подготовки к референдуму по конституционной реформе.
Всего лишь фейки
-- 27 февраля состоится республиканский референдум, Президент подписал об этом Указ, -- напомнил Вадим Гигин. – Закончилось внесение предложений по изменениям в Основной Закон, но не завершилось всеобщее обсуждение. При публикации проекта мы даже не ожидали, что будет такая широкая дискуссия и неподдельный интерес. Без преувеличения это самая масштабная политическая кампания, в первую очередь разъяснительная, просветительская в широком смысле слова, за всю историю современной Беларуси.
Спикер развеял фейки о том, что внесение изменений вызвано событиями 2020 года, что это выполнение каких-то обещаний Владимиру Путину и так далее. Впервые Президент Беларуси заговорил о необходимости изменения политического строя и перераспределении властных полномочий в октябре 2016 года. Тогда не наблюдалось для этого никаких предпосылок. Беларусь была донором мира и стабильности, вокруг нас «плясали» Запад и Восток, страна находилась в центре внимания. К весне 2020 года уже было готово два проекта Конституции. В феврале 2021-го, когда ситуация с протестами была полностью взята под контроль, состоялось шестое Всебелорусское собрание, Александр Лукашенко вновь сказал: будем вносить изменения.
-- И власть четко следует календарю подготовки реформы, как было записано в резолюции ВНС, -- отметил политолог. -- Это отличает Александра Лукашенко как крупного государственного деятеля, ответственного перед своими гражданами и будущими поколениями. Поэтому мы и говорим, что это Конституция будущего. Президент закладывает основу для обеспечения преемственности, устойчивости развития, поэтому даже в период, казалось бы, максимального усиления президентской власти он идет на ограничения полномочий Главы государства.
Сущность изменений
Не выдерживают критики, по мнению Вадима Гигина, утверждения оппонентов о том, что вносятся декоративные коррективы. Отнюдь. Это принципиальные изменения по трем основным блокам. Самое главное, что мы очень серьезно меняем свою политическую систему. Беларусь по-прежнему остается президентской республикой, но вводится институт ВНС. Именно по этому вопросу в ходе обсуждения было больше всего вопросов и даже опасений, нужен ли этот институт, не усложним ли мы систему? Но ответ ясен: изменения нужны однозначно. Ведь одной из причин того, что произошло в 2020 году, стали и некоторые наши недоработки. После референдума 2004 года мы фактически законсервировали свою политическую систему, зачастую не давали развиться гражданской инициативе даже своих патриотически настроенных сторонников. Теперь раскрепостившейся гражданской инициативе нужно придавать правовой статус. Поэтому провозглашая ВНС высшим представительным органом народовластия, мы решаем несколько задач. Даже потому, что аналогичного органа нет в странах Запада, Беларусь перестает копировать его модели политического устройства. Наша Конституция, подчеркнул спикер, не будет похожей не на французскую, не на немецкую. Она будет белорусской, поскольку пишем мы ее для себя и референдум проводим для своего народа. К тому же ВНС – это наша традиция. Прообразом его был Всебелорусский съезд в 1917 году, когда было провозглашено право белорусов на самоопределение. С тех пор и идет наша государственность, на этой основе была сформирована БССР. Следующий момент -- в 1939 году собиралось народное собрание Западной Беларуси и провозгласило право жителей этой территории быть в одном государстве с Белорусской ССР. И, наконец, первое Всебелорусское народное собрание в 1996 году, а затем референдум помогли разрешить создавшийся тогда острый политический кризис. Собрание всего за четверть века сыграло огромную роль, потому нужно прописывать его полномочия, что сейчас и делается, подытожил аргументацию Вадим Францевич. Этот шаг выводит гражданское общество на новый уровень, дает ему полномочия контроля над властью: избрание высших судов и их председателей, ЦИК, объявление войны или мира, импичмента Президенту. То, как будет формироваться ВНС, станет полностью понятно после принятия закона об этом органе. Это собрание, которое должно учитывать самые разные политические и идейные воззрения, подчеркнул Вадим Гигин, естественно, людей, которые стоят на патриотической позиции и на основе нашего конституционного строя.
Спикер ответил тем, кто сомневается в необходимости лишать Президента права издавать декреты, ограничивать его каденцию двумя сроками, такими словами:
-- Это воля самого Александра Лукашенко. Он лучше других понимает, как институт президентства должен развиваться дальше. Это не некая глыба, памятник. Как только политический институт «отвердевает», система отмирает. А она у нас живая. То, что мы меняем полномочия, очень важно. Значит, даем основу для прихода в политику, органы управления следующих поколений. Взаимодействие Президента и ВНС дает возможность обеспечить эту преемственность.
«Нет» — декоративности в политике
Ответил Вадим Гигин и на звучащие опасения «а не получится ли в итоге так, как в Казахстане? Ведь никто ни от чего не застрахован». Разработанная там модель была неплохой, считает политолог. Но почему она не сработала и привела к результатам января 2022 года? А потому, что были несправедливое распределение доходов, клановая борьба, формирование компрадорской буржуазии, когда ряд чиновников, силовиков и тем более бизнесменов прямо зависим от иностранного капитала. Кому они более верны: своему государству или иностранной компании, их нанявшей? А самую главную негативную роль сыграла декоративность многих политических процессов. Нельзя с народом играть в прятки, нельзя выставлять одно, а проводить другую линию. Стиль Президента Беларуси – идти прямо к народу и спрашивать его мнения, как это было, например, на референдуме 2004 года о возможности продления полномочий свыше двух сроков. Любые декорации вызывают отторжение между народом и властью. И мы не можем этого допустить.
По дороге трансформации
Вадим Гигин пояснил аудитории, насколько в случае принятия предлагаемых изменений возрастет роль парламента, который с уходом в прошлое декретов Президента становится главным законотворческим органом. Это тоже очень важный процесс. Наша система меняется, но на принятии корректировок Конституции не завершается политическая трансформация. В ближайший год депутатам предстоит принять еще около 50 законов, в том числе о ВНС, гражданском обществе, политических партиях, общественных объединениях, об основах государственной молодежной политики и других. Но и это еще не все. В стране вводится единый день голосования, потребуется сформировать депутатский корпус от сельских Советов до членов Совета Республики, а это 18 тысяч депутатов. И только потом состоятся президентские выборы, после чего можно будет говорить, что процесс трансформации завершен. Вот почему изменения имеют принципиальный характер, влияют на политические процессы в Беларуси, за которыми следят очень многие страны.
В основе – государственная идеология
Так же детально Вадим Гигин охарактеризовал второй блок изменений – идеологический:
-- Это не менее важно. 8 августа 2020 года мы были у порога политической капитуляции, и только чутье Президента ее остановило. Мы извлекли уроки из тех событий, сейчас мы гораздо сильнее, чем тогда, и измененная Конституция – это в том числе и работа над ошибками. Основной Закон – это самый идеологический документ, в котором мы прописываем правовые основы нашей идеологии. Мы говорим, что демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе идеологии белорусского государства, которую, кстати, еще предстоит до конца оформить. Провозглашаем, что патриотизм, сохранение исторической памяти – это долг гражданина, и если ты живешь на этой земле, ты должен быть патриотом. Кстати, никто не собирается заставлять любить свою Родину, но государство провозглашает, что это цель. Мы ставим под защиту сохранение памяти о подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
На ряде конкретных примеров спикер объяснил, почему для страны это дорого и особенно важно. С 2020 года мы стали уделять внимание истории, которого не уделяли ей раньше, чтобы не допускать оправдания нацистских преступлений, не позволять никому лезть в нашу историю. Это наша идеология, наша ставка на историческую память. Мы будем говорить правду, а она на нашей стороне.
Социальная политика как главная ценность
Третий, социальный блок, претерпел в проекте Конституции меньше изменений, но заданные из зала вопросы в первую очередь касались этой части Основного Закона. Вадим Гигин аргументировано ответил на каждый из них, а где-то заострил внимание на том, что дискуссии по животрепещущим вопросам жизни страны продолжатся и после референдума для выработки консенсусных решений. В Конституции ведь всего не пропишешь. Но его позиция такова: нужно голосовать за предложенный проект даже если какое-то ваше замечание в нем не учли. Чтобы за частным не упустить общее.
Лектор пояснил по просьбе из зала свой взгляд на такие понятия как патриотизм и толерантность. Патриотизм – это деятельное участие в жизни своей страны, не причинение ей какого-либо ущерба, искренняя вера в свое государство. Да, законодательно любовь к Родине насаждать не надо, а вот сделать работу по воспитанию патриотизма по-настоящему неформальной очень нужно. Казенщина – одна из причин развала СССР. Люди должны видеть, что слова совпадают с делами.
О разном
Вадим Гигин пояснил, почему он сторонник партийного строительства и выступает против придания общественным организациям права выдвигать своих кандидатов на выборах депутатов всех уровней. Даже несмотря на их больший «вес» в обществе. А потому что они, вступая в борьбу за власть, чем и являются выборы, перестанут соответствовать уставной функции. Эту проблему впоследствии поможет решить принятие норм об общественно-политических организациях. Не поддерживает Вадим Францевич и часто звучащие предложения о законодательном увеличении понятия «молодой человек» до 35 лет, хотя в России на это идут. Он считает это неоправданным. Вообще любое квотирование не на пользу делу. Как только мы вводим искусственные привилегии, к какой-то конструкции подставляем ходули, она рушится. Куда продуктивнее поддерживать инициативных и способных, не зажимать их, смотреть на возможности каждого человека. Когда мы пишем Конституцию, меняем что-то в ней, принципиально важно соединять правовую грамотность, социальную ответственность и не сбрасывать со счетов подсказки наработанной годами человеческой интуиции.
Дискуссия – реагирование на общественную значимость проблем. Председатель общества «Знание», завершая встречу, призвал всех продолжать выработку грамотных их решений и после референдума. А пока можно сказать, что по многим острым проблемам из того, что закладывается в Основной Закон, уже достигнут консенсус как ценностная основа. Дальше потребуется конкретизировать многое из того, что важно для людей. И услышать все группы общества, в чем должны помочь общественно-политические формирования.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.