"Убийства возле УВД, у ребенка на глазах": Николай Головешко рассказал о зверских преступлениях на Витебщине за время своей работы

logo
Воскресенье, 12.11.2023 10:14 | Рубрика: Общество
01823
Счет задержанным душегубам Николай Головешко открыл еще до своего прихода в милицию. Произошло это во время службы на границе, куда житель Бешенковичского района отправился вслед за юношеской мечтой.


Рядовой Советской армии служил в Закарпатье, где тогда сходились рубежи СССР, Чехословакии и Венгрии.

Однажды за границу, к мадьярам, пытался уйти странный субъект, однако был задержан Николаем. Позже выяснилось, что этот человек совершил убийство и хотел избежать наказания. Не удалось! Преступник попал под суд, а пограничника наградили знаком «Отличник погранвойск» I степени. Тогда же и предложили толковому солдату после демобилизации охранять в Москве дипломатические миссии. И тут в дело вмешался случай, который определил весь жизненный путь Николая Головешко.

По дороге в столицу он за­ехал к своему односельчанину. Тот работал в Железнодорожном РОВД Витебска. Приятель неожиданно предложил: «Давай как земляки держаться вместе, приходи служить к нам». Решив не отказывать другу, Николай Головешко уже на следующий день пошел оформляться в милицейский отдел кадров. 

Начинал постовым. Сложно представить, но в середине 70-х прошлого века их в районе было всего восемь. «Потоптав» три года землю, пришел в уголовный розыск. Здесь остался на десятилетия и стал настоящей легендой витебской милиции.

Пришлось искать и маньяка Михасевича. Убийства были чем-то чрезвычайным, а с поимкой в конце 1985-го «витебского душителя», казалось, что их больше не будет.

Не случилось. Перестройка закончилась развалом Советского Союза, а вместе с ним и всей сложившейся системы. В том числе и нравственной.

Символично, что в Витебске «беспредел» начался с дерзкого убийства возле областного УВД. Потом заработал настоящий «конвейер смерти»: в начале 1990-х в области совершалось до 300 убийств в год. А еще нескончаемые «стрелки», разбои и прочие атрибуты лихих девяностых.

Николаю Головешко спать приходилось с оружием, а семью видеть только в перерывах между постоянными командировками. Так можно описать жизнь оперативника в начале последнего десятилетия прошлого века. К этому времени Николай Головешко уже возглавлял созданное в УВД «убойное отделение». Порой даже ему, опытному сыщику, были непонятны звериные мотивы душегубов. На ум приходит случай в Верхнедвинске. На местном кладбище нашли труп изнасилованной девушки с изувеченным лицом. Преступник хотел, чтобы убитую не опознали. Прибывшие из Витебска оперативники по крупицам собрали картину ужасного происшествия, которое всколыхнуло город. Оказалось, что на жертву без всякой причины напал случайный прохожий. Уж больно девушка ему понравилась, а она не ответила взаимностью.

Кропотливая работа и умение из «мутного пруда» выловить нужную «золотую рыбку» в виде очень важной информации — это тот фундамент, на котором держится вся работа по раскрытию преступлений. Но и без оперской удачи тоже никуда, отмечает Николай Головешко.

Она пригодилась при раскрытии двойного убийства в Орше. Нелюди на глазах у полуторагодовалого ребенка убили его родителей. Как оказалось, причиной тому стала жажда денег. Помочь местным сыщикам раскрыть преступление приехал оперативник из областного управления. Осмотр места уже был завершен, и группа собиралась отправиться в отдел. Николай Прокофьевич вспоминает, что почему-то решил еще раз зайти в залитую кровью квартиру. В одной из комнат на глаза попался невзрачный пакет, а в нем какие-то тетради. Милиционер заставил всех вернуться на место и вновь еще раз тщательно проверить как дом, так и находку. Она-то и вывела на след убийц. Отморозков оказалось двое, а пакет был забыт ими случайно.

Шальные деньги и всё, что было связано с ними, вообще тогда стали главной да и, чего греха таить, единственной ценностью в обществе. Одни пытались приватизировать все подряд. Другие с ножами и пистолетами забирали всё, что хотели, у тех, кто хоть чем-то владел. Нормальные законы общества порой подменялись воровскими понятиями.

Как не устает отмечать Николай Головешко, выстояли. А всё дело было в милицейском единстве. Случайные люди здесь не задерживались, а те, кто приходил служить, делали это не за зарплату, а по совести.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Виталий САПРОНЕНКО. ФОТО Олега КЛИМОВИЧА.