"Я никогда не изменял витебскому трамваю". Рассказываем про династию, представители которой больше 120 лет трудятся на одном предприятии

logo
Четверг, 04.05.2023 16:28 | Рубрика: Общество
01667

"От прапрадеда досталось нам депо..." Так может сказать сегодня представитель огромной династии Виктор Нестерович – мастер смены Витебского трамвайного депо, ведь через проходную этого предприятия в разные времена спешили некогда на работу прапрадед Людвиг Карлович, затем – прадед Чеслав Людвигович, дед Ромуальд Чеславович, а потом – и сам Виктор Ромуальдович с сыном Вадимом.

Связаны исторически и кровно
– Что такое для меня витебский трамвай? Одним словом и не скажешь, имея за спиной такую солидную родословную! – улыбается при встрече Виктор Нестерович. – Это всё... Представьте, куда ни глянешь – история трамвая и семьи. Мы исторически и кровно связаны. Вот административное здание депо с проходной, с уникальным музеем истории витебского трамвая – улица 5-я Фрунзе, дом № 7, а напротив – дом № 6, где живу я с семьей, да и другие трамвайщики. Он сейчас немного видоизменился, реконструкцию и ремонт претерпел, а когда-то в нем были специальные выходы прямо на нашу проходную, чтобы рабочие не тратили время на обход по двору, а сразу из подъезда – на работу.

С каждым очередным юбилеем витебского трамвая на этом историческом пятачке постепенно появлялись все новые архитектурные объекты: памятник изобретателю электрического трамвая Федору Пироцкому; недалеко от него на постамент возвели выполненный в натуральную величину аналог самого первого витебского трамвая, который вышел на линию 18 июня 1898 года, рядом – скульптура кондуктора конца XIX века с талончиком в руках – витебчане давно поверили, что он приносит удачу, стоит лишь потереть его рукой; а на территории депо памятником застыл голубой трамвайчик Мытищинского завода серии Х 1934 года выпуска, который много лет пробегал по улицам города в XX столетии.


Сам Виктор Ромуальдович к юбилеям тоже всегда относился ответственно: так, в 1998 году, к 100-летию витебского трамвая, когда «Витьбичи» объявили конкурс «Моя родословная», история Виктора Нестеровича оказалась в числе лучших. Тогда он написал: «Общий стаж работы Нестеровичей в трамвайном депо давно перешагнул столетний юбилей трамвая. Обычные, простые рабочие люди из нашей династии при всех существовавших режимах и строях, властях и правителях остались верны своему предприятию и родному городу».

Кстати, на сегодня общий стаж династии Нестеровичей уже превысил два столетия.

Как было при Людвиге Карловиче
Сегодня трудно сказать, чем привлек бельгийского француза-предпринимателя Фернана Гильона провинциальный Витебск конца XIX века с его проблемным, холмистым рельефом улиц, оврагами в cамом центре города, отсутствием электричества... А ведь приехал он сюда после заседания в городской думе Москвы, где выступил с предложением пустить трамвай в Белокаменной. Но вышло так, что он встретился там с членами Витебской думы, побывал на берегах Западной Двины и в итоге стал инвестором витебского трамвая!


... Людвиг Карлович Нестерович пришел наниматься к бельгийцу в 1896 году, так что нетрудно догадаться, что путевой рабочий стоял у истоков – он еще подготавливал полотно для первого трамвая. Рабочий день длился 18-19 часов, трудились без выходных и отпусков. Естественно, Людвиг Карлович был свидетелем и торжеств по случаю пуска первого трамвая 18 июня 1898 года. По-видимому, и ему достался леденец, который в тот день выдавали всем участникам праздника!

Трамвайный парк состоял из 18 моторных немецкого и 16 прицепных вагонов бельгийского производства. Общая протяженность трамвайных путей – 5,2 километра. Для взрослых проезд стоил 5 копеек, для учащихся – 3 (при наличии формы).

В 1905 году по призыву подпольной организации РСДРП трамвайщики устраивали забастовки, создали свой профсоюз. Активное участие в этом принимал и Людвиг Карлович. В какую бы сторону не крутилось колесо истории, прапрадед оставался верным однажды избранному пути. Депо он покинул в 1930 году, когда сюда устроился работать его сын Чеслав Людвигович.

Как было при Чеславе Людвиговиче
Он начинал кондуктором, потом работал слесарем, выучился на вагоновожатого. Но война 1941 года разбросала семью Чеслава Людвиговича... Сам он был схвачен гестапо и отправлен в застенки на Успенской горке, оттуда – в «5-й Полк». Жена достала где-то десяток куриных яиц, чем подкупила немецкого часового, сказала, что у мужа тиф и таким образом спасла его от смерти, а потом и подлечила. Но во время одной из карательных облав в оккупированном Витебске семью Нестеровичей вместе со всей улицей вывезли в Германию. Правда, довезли только до Литвы, где на принудительных работах они и дожидались освобождения. А через два года после Победы всей семьей вернулись в родной Витебск. Чеслав Нестерович город из руин восстанавливал, пускал первый послевоенный трамвай, который побежал по улицам 5 октября 1947 года.

Только в 1964 году численность населения достигла довоенного уровня – 180 тысяч человек, и на долю витебского трамвая приходилось до 70 процентов общегородских перевозок.

120 трамваев выходило в год его 70-летия, ежедневно этот вид транспорта перевозил 130 тысяч человек по семи маршрутам города, которые протянулись на 50 километров.

А у Чеслава Людвиговича подрастали дети – дочь Регина и сын Ромуальд, которые тоже пришли работать в трамвайное депо, сменив отца, который ушел на пенсию в 1969 году.


Как было при Ромуальде Чеславовиче
Воспоминания этого замечательного представителя династии Нестеровичей, к счастью, сохранились в моем журналистском блокноте – тогда «Витьбичи» масштабно освещали работу предприятия в канун 100-летнего юбилея витебского трамвая. Это было ровно 25 лет назад! Вот что рассказал мне тогда Ромуальд Чеславович:

«Могу сказать однозначно: в трамвайном депо всегда работали увлеченные руководители, революционные люди! Грамотности, образования, может, не всем хватало, но дело свое знали досконально и горели на работе. Я пришел в депо к отцу в 1953 году. Просился учеником слесаря, но меня послали туда, где нужнее были рабочие руки: работал подсобным рабочим, каменщиком на «самострое» – собственными силами возводили дом для трамвайщиков. Через полгода перевели, наконец, в депо, и отсюда я в 1955 году ушел служить в танковые войска. Посрамить трамвайное депо и отцов-дедов никак нельзя было – удостоился чести сфотографироваться у развернутого знамени полка! А когда через три года вернулся в депо, сразу приняли в линейные слесари: у меня была трехлитровая лейка-масленка, работал как пчела – смазка буксов, осевых подшипников, компрессора, заправка вставок токоприемника...

На улице Больничной (теперь это улица Горовца) находилась конечная остановка трамвая с диспетчерской – этот домик из красного кирпича сохранился до наших дней, там же находилась и моя бригада слесарей. А потом 8 лет отработал на автовышке по обслуживанию контактной сети, перешел на автопогрузчик и отработал на нем водителем 33 года.
В послевоенное время на месте теперешнего трамвайного депо был пустырь – уцелело лишь одно здание, напоминающее корабль, и оно было одновременно и диспетчерской, и конторой, и клубом. Коллектив депо был как одна семья – вместе трудились, отдыхали, растили детей».

Ромуальд Нестерович жил в «коммунистическое» время, к каждому съезду КПСС все трудовые коллективы, «идя навстречу», принимали обязательства, а уж передовики – повышенные. Так, к XXV съезду партии со своим напарником создали «Луноход»: так назвали гидравлический подъемник вагонов, который заменил все прежние допотопные и тяжеловесные приспособления – лафеты, подкладки, колодки. Один домкрат весил килограммов 50 и можно было надорваться, выезжая с ним на линию, если трамвай сходил с рельсов.

«Трамвай – это моя жизнь, – осталась у меня запись Ромуальда Чеславовича. – Здесь начиналась молодость, здесь и умру. У меня одна запись в трудовой – «принят...» Я никогда не изменял витебскому трамваю, не искал другой судьбы».

Ветеран труда, заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства Беларуси, он, уходя на пенсию, все награды, грамоты и знаки отличия сдал в музей истории родного витебского трамвая. Гордился, что дети пошли по его стопам. Сын Виктор Ромуальдович, который мальчишкой прибегал к отцу в депо, после армии поступил в Московский техникум горэлектротранспорта, домой вернулся отличным водителем трамвая. Внук Вадим тоже работал слесарем, и дед Ромуальд, уже тяжело болея, в больнице, узнал о том, что его внук и праправнук основателя династии Людвига Карловича получил права водителя трамвая.


Шагнуть дальше, вникнуть в профессию глубже
В трамвайное депо Виктор Нестерович пришел официально устраиваться в 1982 году – витебскому трамваю стукнуло 84 года.
– Разве у меня был выбор? – улыбается Виктор Ромуальдович, – если я родился в доме у проходной трамвайного депо, все детство прошло здесь, звонки трамвайные меня будили и с ними я засыпал? Во дворе – дети трамвайщиков, помимо нашей семьи в доме жили и родственники отца. Я сам прошел все ступени в депо – слесарь, водитель трамвая, ревизор безопасности движения, сейчас – мастер смены.

С бригадой Виктор Ромуальдович обеспечивает ежедневное обслуживание трамваев, перед выходом на линию приводит каждый в технически-исправное состояние, включая и уборку салона. Мастер Нестерович последним ставит свою подпись в акте приемки.

– Трамваи марки РВЗ Рижского завода водил, потом пришли уральские КТМы, сейчас – АКСМ нашего «Белкоммунмаша» обслуживаем, – рассказывает Виктор Ромуальдович, проводя меня по цеху ремонта. – Помню, к 100-летию ленинградский вагонно-ремонтный завод подарил трамвай-гармошку – беленький с зелененьким. Но он буквально месяца два походил по городу. Не прижился!

Да, профессия водителя трамвая тяжелая: в 4 утра встать на первую смену, в половине третьего ночи домой вернуться со второй смены. Но мы всегда были социально защищены, престиж профессии – всегда высокий. А в 80-е годы я мог остаться в Москве: четыре года учился там и подрабатывал на столичном трамвае – нам разрешали. В парке меня уже знали, в руках специальность и диплом, лимит – 10 лет в общежитии и строй квартиру в Москве... Но в Витебске была семья, сынишка уже родился, и все там было родное, близкое, куда от этого уедешь? Знаете, хорошо там, где нас нет.


Не посрамили чести династии
На самом деле, вот и вышло трамвайное кольцо в судьбе. И разве из памяти выкинешь, как депо ходило своей отдельной мощной колонной на демонстрацию? Несли свой флаг, оркестр тоже был свой. Отец Ромуальд Чеславович работал на контактной вышке, и первый репортаж Витебского телевидения в 60-х годах с демонстрации на площади Ленина как раз он обеспечивал – на нее были установлены телевизионные камеры. А Виктор, еще мальчишка, сидел у отца в кабине этой автовышки.

От прапрадеда хранятся в доме святые реликвии: старая фотография, сделанная в знаменитом ателье Сигизмунда Юрковского на Замковой улице предположительно в 80-х годах XIX столетия, потому что на снимке Людвиг Карлович с женой – еще совсем молодые; правда, уже единственная, но уцелевшая от некогда шикарного чайного сервиза чашечка с Российским гербом и николаевский серебряный рубль – «на черный день», как говорил Людвиг Карлович, передавая монету сыну. Но прошли века, отгремели войны, а «черного» дня не допустили мужчины ни в своей династии, ни в истории витебского родного трамвая. И потому как было не спросить у Виктора Ромуальдовича:

– Что вы скажете про будущее трамвая? Как вы считаете, какой будет дальнейшая его судьба?

– Конечно, хотелось бы увидеть его развитие, обязательно. Во-первых, это рабочие места, во-вторых, это экология, и опять же – трамвай относится к социальному виду общественного транспорта. Да, богатые наши пассажиры уже пересели на свои авто, либо маршрутки. Но трамваи, как и 125 лет назад, бегут по рельсам. А у меня сейчас подрастает внучка Милана – ей 8 лет, это первая девочка в нашем роду, но я не исключаю, что и она когда-нибудь придет в трамвайное депо! Тем более что и на электротранспорте появляются новые профессии.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталья ДРОЗДОВА. Фото Олега КЛИМОВИЧА и из семейного архива Нестеровичей.