Поисковики ищут родственников жены первого военного летчика Таджикистана, погибшего в 1941-м

logo
Понедельник, 13.03.2023 11:49 | Рубрика: Общество
03326
Лейтенант Абдурахман Артыкович Исмаилов служил в 43-м ближнебомбардировочном авиаполку 12-й бомбардировочной авиадивизии. Он погиб в составе звена экипажей Р-Зет (советский многоцелевой одномоторный самолет), которые выполняли боевое задание в районе Зембина и Плещениц Минской области.

Во время проведения исследовательской работы на местах воздушных боев времен Великой Отечественной войны поисковым отрядом «Авиапоиск-Борисов» были обнаружены обломки трех самолетов Р-Зет (экипаж – два человека), разбившихся на территории Борисовского района Минской области вблизи деревень Блонь, Кострица, Житьково.

По архивным документам удалось установить имена погибших летчиков и летчиков-наблюдателей (военный специалист по ведению разведки с воздуха) этих самолетов. Найдены родственники четырех из шести погибших: младших лейтенантов Рожкова Михаила Сергеевича, Кучерова Степана Захаровича, Кейва Анатолия Андреевича и лейтенанта Исмаилова Абдурахмана Артыковича. Офицеров долгие годы ждали родные, о каждом помнили. Благодаря воспоминаниям и предоставленным материалам удалось воссоздать портреты погибших защитников, которые едва ли можно было увидеть за сухими строчками боевых донесений и архивных документов.


Родина помнит своего героя
– Мой дядя Абдурахман Исмаилов родился 9 ноября 1917 года в селе Окарик Ленинабадского района в первой семье моей бабушки Джаннат Ахмеджановой, – рассказал племянник погибшего летчика-наблюдателя Махсуд Алибоев. – Отец Абдурахмана, Артык Исмаилов, умер в 1918 году. Во втором браке у бабушки было четверо детей. Двоих сыновей она потеряла на войне. На Абдурахмана Исмаилова и Мансура Алибоева пришло извещение: пропали без вести. В нашей семье это извещение называли «черным письмом».

Семья Махсуда Алибоева долгие годы хранила воспоминания о погибших на фронте родных людях и надеялась, что станет известно место их гибели. И вот после очередного обращения к поисковикам пришел ответ: звено самолетов, в составе которого погиб Абдурахман Исмаилов, найдено под белорусским городом Борисовом.

Абдурахман окончил с отличием сельскую школу, а в 1937 году – сельскохозяйственный техникум в Ленинабаде, также с отличием. Он достиг хороших результатов в спорте и был знаменосцем на парадах физической культуры. Учился в аэроклубе. После окончания техникума работал учителем математики. В 1938 году стал курсантом Краснодарского военного авиационного училища. После окончания училища был направлен в Витебск, где служил в составе 43-го бомбардировочного авиаполка 12-й авиадивизии. В Витебске женился. Перед войной вместе с женой Евгенией успел побывать в отпуске в родном краю.

После смерти мужа жена Абдурахмана приехала с двухлетним сыном к его родителям в село Окарик, но здесь ее сын заболел тифом и умер, а Евгения в большом горе вернулась в родной Витебск.

– Не знаю, есть ли родственники у жены моего дяди, – говорит Махсуд Файзуллоевич. – Нашей семье о них ничего не известно. Очень хотелось бы их разыскать. Возможно, им было бы интересно узнать о судьбе Абдурахмана Исмаилова и познакомиться с нашей семьей.

В документах Центрального архива Министерства обороны России нет адреса жены, значится только город Витебск. Девичьей фамилии родные не знают, она взяла фамилию мужа. Есть разночтение в отчестве: по документам – Ивановна, по воспоминаниям – Иссаковна. Евгения 1920 года рождения. Сохранилась фотография супругов.
Память погибшего летчика чтят в Таджикистане. В 1980-х годах прошлого века таджикский историк Хасанбой Шарифов написал очерк об этом мужественном сыне Отчизны, где рассказал о его достижениях. Художник Мирзохаким Саидов написал портрет Абдурахмана и передал его в музей истории страны в Панчшанбе.

Не вернулся из боя…
43-й ближнебомбардировочный авиаполк участвовал в боевых действиях против немецко-фашистских захватчиков с первого дня войны. С белорусских аэродромов безостановочно взлетали бомбардировщики части: они вели разведку и уничтожали выявленного противника, бомбили переправы и другие стратегически важные цели.

3 июля 1941 года для разведки и бомбардировки на участке Зембин – Плещеницы вылетело два звена Р-Зет. В районе цели завязался воздушный бой с самолетами 4-й эскадрильи 52-й истребительной эскадры люфтваффе. В ходе боя один Р-Зет первого звена был сбит: экипаж потерял машину, но выжил. Младший лейтенант Белоусов и старший лейтенант Солганенко сумели вернуться в часть. Спустя четверть часа эта же эскадрилья люфтваффе атаковала три самолета второго звена (летчики Кейв, Кучеров, Рожков, летчики-наблюдатели Авдеев, Исмаилов, Чубаров). Все шестеро не вернулись с боевого задания.

За несколько лет работы нашему отряду удалось собрать достаточно воспоминаний очевидцев и документов, чтобы прояснить судьбу погибшего 3 июля 1941 года звена Р-Зет. И все эти материалы свидетельствуют о героизме летчиков, их высоком боевом и моральном духе.

Первым поисковики обнаружили самолет младшего лейтенанта Анатолия Кейва. Он был найден вблизи деревни Блонь Борисовского района в 2018 году благодаря письму из архива ныне не существующего поискового отряда «Долг», которое написал житель деревни Семен Соколовский в 1989 году. В письме рассказывается о месте падения самолета и о том, что летчики, подбитые над деревней, не прыгали из горящего самолета, а до последнего уводили его к лесу.

В нескольких километрах от деревни Блонь, вблизи деревни Кострица, мы обнаружили второй Р-Зет из погибшего звена. Дата выпуска найденного самолета соответствует номеру самолета Степана Кучерова. Стоит отметить, что Степан Захарович приказом подразделения № 605/48 от 26.07.1941 был награжден орденом Красного Знамени.

Вот что рассказал Михаил Смоляга, старожил деревни Кострица Борисовского района: «В войну был ребенком, но помню то, как наш самолет был атакован двумя немецкими. Наши летчики достаточно долго отражали атаки, отстреливались. Воздушный бой видели многие жители деревни. Когда самолет подбили, он начал падать. В нем было два летчика. Один выпрыгнул с парашютом, и его расстреляли в воздухе пулеметными очередями с немецкого истребителя, второй погиб в самолете».

Оба летчика похоронены как неизвестные. Несколько старожилов указывают на то, что летчика, расстрелянного на парашюте, похоронили местные жители вблизи деревни Судоль. Более 80 лет они ухаживают за могилой и надеются, что имя погибшего воина станет известно. Об этом случае также сохранились воспоминания очевидцев, собранные в статье Борисовкой районной газеты «Камуністычная праца» за 1 февраля 1984 года. «Я в тот день пас колхозных лошадей, – рассказал корреспонденту Станислав Неверовский. – Видел, как фашисты расстреливали летчика. А как только он опустился на землю, сел на коня и поскакал туда. Когда же подъехал, то увидел его мертвым. Нещадно посечен он был пулями. Черноволосый, круглолицый, среднего роста. Он словно прилег на бок, чтобы отдохнуть. В памяти моей так и остался его образ. И если бы посмотрел на его фотографию, то сразу узнал бы».

К сожалению, Станислав Неверовский давно умер, а ведь теперь у наших поисковиков есть фотографии всех летчиков из погибшего звена.

Также вблизи деревни Житьково поисковиками отряда найден Р-Зет выжившего экипажа командира Ефрема Белоусова и летчика-наблюдателя Виктора Солганенко. Старожилы хорошо помнят, как сбитый в начале войны самолет рухнул в лес недалеко от реки. Помнят они и одного из летчиков, который с ожогами и ранениями спасся на парашюте. Летчику помогли, он ушел с отступающими частями, парашют разделили между собой сельчане, а потом шили из парашютного шелка одежду. Благодаря найденным номерам самолета и двигателя (самолет № 2166 с мотором № 994) мы смогли установить имена летчиков и узнать, что они несмотря на ранения и опасности смогли вернуться в часть и продолжить сражаться с врагом.

В ЦАМО Российской Федерации есть документ, который помог установить командиров экипажей найденных нами самолетов, но в нем отсутствует поэкипажная разбивка летчик/летчик-наблюдатель. В списках потерь отдельно записаны летчики, отдельно – летнабы, поэтому документально подтвердить, в каком именно из найденных самолетов погиб Исмаилов, сегодня нельзя.

С уверенностью можем сказать то, что он погиб в воздушном бою и похоронен в одной из могил вблизи найденных мест падений самолетов.

С нами на связь вышел племянник Абдурахмана Артыковича и предоставил газетные вырезки за разные годы. Из этих материалов мы узнали, что его судьбой занимался таджикский ученый-историк Хасанбой Шарифов. Он написал очерк о первом военном таджикском летчике, где обозначены основные вехи биографии и подробно описываются его несколько боевых вылетов во время Великой Отечественной войны. В ЦАМО Российской Федерации, в том числе в личном деле и документах полка и дивизии подобных сведений нет, они действительно уникальны. Мы считаем, что первоисточники, с которыми работал Хасанбой Шарифов, могут находиться в городском военкомате Худжанда либо военкомате Согдийской области, где могли сохраниться справки и документы, благодаря которым летчика в 1950 году признали погибшим в воздушном бою. Тем более, что в 1950 году в Ленинабадский областной военкомат было направлено ходатайство начальника 7-го отдела управления кадров Военно-воздушных сил СА № 1149312 от 1.9.50 г. Н/вх. № 017139-50г., согласно которому в 1950 году издан приказ о замене «пропал без вести» на «погиб в воздушном бою 3.07.1941» в отношении этого офицера. Копия документа хранится в ЦАМО. Возможно, и в семье Евгении Исмаиловой сохраняется какая-то информация, которая сможет помочь нам в поиске. В учетно-послужной карточке лейтенанта есть отметка о письме Исмаиловой Е.И. за 1952 г.

Поисковый отряд «Авиапоиск-Борисов» продолжает работать на местах падения самолетов звена и ведет сбор материалов для увековечивания памяти погибших защитников.

Уважаемые читатели, если вам что-либо известно об Исмаиловой Евгении Ивановне (Иссаковне) 1920 года рождения, которая проживала в Витебске, или ее родственниках, просим связаться с отрядом по электронной почте aviapoisk-borisov@mail.ru или в социальных сетях. Связаться с автором статьи можно также через редакцию газеты.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Татьяна БАЛАШОВА, поисковый отряд «Авиапоиск-Борисов».