В Витебске живет 84-летний племянник знаменитого кинорежиссера Леонида Гайдая, снявшего культовые кинокомедии на все времена

logo
Вторник, 31.01.2023 11:29 | Рубрика: Общество
0904
Леонид Гайдай и Юрий Никулин. Москва, 1960-е годы. Фотография: Семен Мишин-Моргенштерн / Мультимедиа Арт Музей, Москва
30 января исполнилось 100 лет известному кинорежиссеру, сценаристу и киноактеру Леониду Гайдаю. Его культовые кинокомедии «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «12 стульев», «Бриллиантовая рука», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» и другие вошли в золотой фонд не только советского киноискусства – их смотрят все новые и новые поколения современных зрителей.

Леонид Гайдай был поистине человеком-парадоксом. В детстве он плохо выговаривал буквы «р» и «л», но благодаря долгим, изнурительным тренировкам стал даже актером, в его послужном списке несколько фильмов, где он снимался именно как артист.

Он был искусным конькобежцем, а во время войны подорвался на мине, чуть не потерял ногу – пять операций позволили избежать ампутации, а конькобежный спорт остался любимым. Первая снятая кинокомедия Леонида Гайдая «Жених с того света» стоила ему угрозы отстранения от режиссерской работы, картина «Бриллиантовая рука» пережила более 40 правок Госкино, а «Кавказскую пленницу» цензура вообще поначалу не пропускала – фильм спасло то, что его посмотрел всемогущий тезка Леонида Гайдая – Брежнев, которому кинокомедия очень понравилась. К слову, в год выхода на экраны ее посмотрели более 76 миллионов зрителей!


Да и вообще, в истории кино имени Леонида Гайдая могло не появиться вовсе, ведь после первой же зимней сессии первокурсник ВГИКа, бывший фронтовик, орденоносец получил «неуд» по главному предмету – основам кинорежиссуры. Спасло его честное самобичевание, с которым он написал заявление руководству института, приписав: «Я очень люблю выбранную мной профессию и серьезно думаю заниматься ею всю жизнь».

Сегодня в Витебске проживает племянник великого кинорежиссера – Александр Гайдай, ему 84 года. Фильмы своего знаменитого дяди Александр Степанович, конечно же, видел все и очень любит. А еще Александр Гайдай отличается удивительным качеством: он очень любит историю вообще как науку, его «коньком» остается история Отечественной войны 1812 года, в частности, славные страницы ее, связанные с Витебщиной. А еще всю жизнь интересовался своими корнями, большой родословной, ну а «копал» всегда глубоко, ведь недаром профессию выбрал горнопромышленника, и недра земли ему всегда подчинялись.

– История рода Гайдаев очень интересная, как я люблю говорить, это в своем роде жертва Столыпинской реформы в России, – делится Александр Степанович. – Три брата Гайдаев – деды по отцовской линии – бежали с Украины и подались в Сибирь. Один из братьев остался в Омске, во всяком случае, до революции служил денщиком у одного генерала. А два других брата, в том числе и Иов, отец Леонида, подались к океану, на флот, потому дядя мой и родился в Амурской области. Самое интересное, что Леонид Гайдай и его родной брат, то есть мой отец, вместе даже воевали на одном фронте, только в разных дивизиях. Знаете, у нас в роду только Леонид Иович и стал творческим профессионалом, у всех остальных родичей обычные «земные» профессии. Но могу сказать, что творческая жилка практически живет в каждом из нас. А еще у нас родовое – это юмор. Может поэтому Леонид Гайдай и стал комедиографом.

На вопрос, часто ли племяннику доводилось встречаться со знаменитым дядей, Александр Степанович ответил неохотно, я бы даже сказала, смущенно. Да, было это давно, когда Александр Гайдай был студентом, а учился он в Казахстане, где семья осталась после эвакуации. Выдалась оказия – молодой человек приехал в Москву.
Дядя – уже известный деятель кино, а он – скромный, стеснительный... В общем, бедный родственник! Побыл он в богатом доме недолго. И нетрудно догадаться, что супруга Леонида Гайдая, тоже известная актриса Нина Гребешкова, которая очень радела о своем всегда загруженном супруге, выполняя не только роли в его картинах, но еще и своеобразного секретаря, повара, хранителя дома, больше всего боялась, что родственники «запрягут» ее Ленечку. Нина Павловна, действительно, была «охранной грамотой» своего знаменитого мужа.

– В своих фильмах Леонид Гайдай, конечно же, использовал опыт и историю своей жизни, – рассуждает Александр Гайдай. – Ведь это же известный факт из его судьбы: помните, в фильме ««Операция Ы и другие приключения Шурика» в одной из новелл алкоголиков набирают на трудовые работы, и один амбал все время выкрикивает: «Я!». Аналогичный случай был в жизни Леонида Гайдая. Он закончил школу в Иркутске как раз в самый канун войны и очень хотел попасть добровольцем на фронт, но его не брали из-за возраста. Так вот, когда набирали добровольцев, военком выкрикивал вопросы: «Кто во флот? Кто в разведку? Кто в артиллерию? Кто в кавалерию?» И каждый раз молодой Гайдай выкрикивал: «Я!» и делал шаг вперед, и тогда офицер не выдержал: «Да подождите вы, дайте огласить весь список!». Но мне вот что любопытно, что ни разу он не сделал фильм ни о море и рыбаках, хотя родился у океана, а еще никогда не рассказал языком кино о животных, например, лошадях, которых очень любил и даже в Монголии, где проходил службу перед тем, как попасть на фронт, ухаживал за армейскими лошадьми, и сам был неплохим наездником.

Ну что ж, ответить на эти вопросы уже никто не сможет. Наверно, просто жизнь человеческая коротка, даже у самых талантливых людей...

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталья ДРОЗДОВА.