Как понять, что ребенок стал жертвой буллинга и помочь ему? – Объяснил психолог

logo
Пятница, 10.01.2025 16:20 | Рубрика: Общество
01014
10 января / «Витьбичи» /. Ребенок отказывается посещать занятия в школе, замкнулся в себе или стал нервным, тревожным, жалуется на бессонницу. Вчера он пришел домой в порванной рубашке, уверяя, что случайно зацепился, а сегодня вернулся со ссадиной на руке. Такие тревожные звоночки должны насторожить родителей: возможно, ваш ребенок подвергается буллингу. 


Шок, гнев, обида и другие эмоции часто мешают взрослым адекватно оценить ситуацию и понять, какие шаги следует предпринять, куда обращаться, что говорить ребенку и как вести себя c его обидчиками. Расскажем, почему от травли страдает не только жертва, как минимизировать травмирующие последствия буллинга.

В игре весело всем участникам, при травле – только агрессорам. В конфликте или ссоре обычно участвуют двое. Ссора быстро заканчивается, а травля может длиться неделями и месяцами. В конфликте обе стороны ответственны за происходящее, а при травле жертва не выбирала такую участь.

Как отмечает психолог центра здоровья молодежи «Феникс» Инна Титова, буллинг – болезнь всего класса, а не одного человека. Именно поэтому в решении данного вопроса необходимо работать со всем коллективом. 

– При буллинге можно выделить несколько ролей: жертва, агрессор и его последователи, а также наблюдатели. Эти роли не всегда твердо зафиксированы. Например, агрессор со временем может смениться, а равнодушные наблюдатели стать активными преследователями, – пояснила психолог. – Чтобы искоренить буллинг в коллективе, нужно работать сразу со всеми участниками. Ведь для каждой из категорий этот опыт травматичен. 

Как отмечает Инна Титова, самые тяжелые последствия травли проявляются у жертвы. Чаще всего она приводит к тому, что ребенок теряет уверенность в себе, он напуган, растерян, думает, что один во всем мире. Такие мысли могут привести к суицидальным попыткам. Страдают свидетели, получая опыт бессилия перед властью толпы и стыда за свое слабодушие, поскольку не решились вступиться и поддерживали травлю из страха самим оказаться жертвой. Опыт насилия деструктивен и для личности агрессора. 

– Истоки его поведения следует искать в семье, – уверена психолог. – Ребенка могут слишком подавлять, тогда, придя в коллектив, он поступает так с другими. Причем при работе с родителями агрессора те почти всегда занимают позицию: «Всё нормально. Мой ребенок просто активный и может за себя постоять». Взрослые не понимают, что это самое «постоять за себя» принесет проблемы в будущем, ведь агрессор решает свои проблемы исключительно силой и манипуляциями. Как скоро он начнет применять их и к родным? В основном буллинг возникает в коллективах, где нет авторитетного взрослого, способного сплотить детей. К примеру, классный руководитель в силу неопытности не смог объединить класс, не является для детей непререкаемым авторитетом, тогда «лидерство» на себя берет ученик, который выполняет деструктивную функцию в коллективе. Инна Титова обращает внимание, что не нужно путать обычный детский конфликт с травлей. 

Психолог центра здоровья молодежи «Феникс» Инна Титова

– При буллинге весь коллектив объединяется против одного. У ребенка нет друзей и поддержки, – рассказывает психолог. – Если же две группы детей спорят и ругаются между собой – это обычный конфликт, на который взрослым, конечно, также нужно обратить внимание. Пример из практики: две подруги поссорились и больше не общаются. Одна собрала вокруг себя одноклассниц, которые начинают распускать про другую слухи, размещают ее фото с обидными надписями в соцсетях. При этом нет прямого контакта и агрессии: никто девочку не бьет, вещи не портят. Но ребенок идет по коридору, а за спиной насмешки. Это буллинг чистой воды. Девочка сидит за последней партой, с ней никто не общается. Не успела записать домашнее задание, спросила в классе на перемене, а в ответ молчание. Все одноклассники посмотрели на нее, но никто и слова не сказал. 

Инна Титова рекомендует родителям, чьи дети стали жертвой травли, обязательно обратиться к психологу. Ведь даже если взрослые решили просто перевести ребенка в другой класс, школу, подальше от агрессоров, это не решит проблему. 

– В первую очередь на приеме мы учим ребенка отстаивать свои границы, управлять эмоциями, давать отпор агрессорам, – пояснила психолог. – Всепоглощающая тревога, которая возникла во время травли, просто так не уходит. Ее надо проработать, чтобы преобразовать в уверенность в себе. 

Пример из практики: ребенок, сменив школу, всё равно боится и не хочет ходить в нее. Объясняет это тем, что во время уроков чувствует себя спокойно, но как только звенит звонок на перемену, ему становится не по себе: постоянно кажется, что сейчас его снова будут задевать. Ожидание угрозы не покидает, пока не закончится перемена. 

Психолог также помогает детям справиться с эмоциональным и психологическим выгоранием, которые возникают при больших нагрузках. 

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Евгения КРАВЧЕНКО, студентка Белорусского государственного университета. Автор фото: Shutterstock