29 июня / «Витьбичи» /. К 90-летию общественного объединения «Белорусский союз архитекторов», которое отмечается в 2025 году, «Витьбичи» совместно с областной организацией БСА запускают просветительский проект «Зодчество: история в лицах». Публикации под этой рубрикой будут посвящены градостроительному развитию Витебска и людям, которые формировали его своеобразный архитектурный облик.

Гидом по архитектурному наследию Витебска выступит председатель областной организации БСА Евгений Колбович. Открывая цикл публикаций, он предложил отправиться в Витебск середины XVIII века. Это город, который обязан своим барочным обликом одному из самых плодовитых архитекторов Великого княжества Литовского – Иосифу Фонтана.
После бурь: начало возрождения
К началу XVIII века Витебск пережил несколько опустошительных катастроф: разрушения Петровской армией (1708–1709), эпидемию чумы (1710) и масштабный пожар (1733). Казалось бы, город на грани исчезновения. Но именно в этот период начинается его архитектурное возрождение. Главным инициатором становится воевода Марциан-Михал Огинский – человек, сочетавший политическую власть с меценатской страстью. Именно его поддержка стала решающей для привлечения в город молодого, но уже перспективного архитектора – Иосифа Фонтана.
О ранней биографии Фонтана известно немного. Родом из семьи итальянских архитекторов, он, вероятно, получил первые уроки зодчества в домашней мастерской. Затем учился в Италии, в кантоне Тичино, а после смерти отца перебрался в ВКЛ. Через родственные связи попал в архитектурную орбиту Сапегов, работал в Гродно и Столовичах. Но судьбоносным оказался переезд в Витебск, где благодаря покровительству семьи Огинских он получил шанс реализовать свои амбициозные проекты.
Архитектор ансамбля
В отличие от других белорусских городов, Витебск имел сложную планировочную структуру. Он развивался по обе стороны реки Витьбы и вместо Черняховка: стратегия и тактика застройки единой площади имел систему пространств, связанных мостами. В этой сложной городской ткани Фонтана создал уникальный ансамбль, редкий по своей целостности для белорусского барокко.
В течение двух десятилетий он проектировал храмы, определившие архитектурное лицо Витебска:
- костел Святого Антония, построен при участии Текли-Ганны Огинской, супруги воеводы;
- Успенский собор – монументальная базилика униатов, равная по масштабу храмам Вильны и Кракова; при возрождении храма западный фасад восстановлен по проекту Иосифа Фонтана;
- костел Святого Иосифа – усыпальница рода Огинских;
- костел Святого Петра и Павла – последний крупный заказ архитектора от Виленского капитула (1753).
Также Иосифу Фонтана приписываются проекты костела пиаров и деревянной церкви Святой Троицы.
Фонтана творил в стиле виленского барокко, привнеся в него свою легкость, изящество силуэтов, многообразие фасадов и скульптурный декор. Его здания отличались пластичностью, выверенными пропорциями и живописной выразительностью. Он работал только с католическими и униатскими заказчиками, что подчеркивало его художественную и религиозную идентичность.
Наследие
Смерть Иосифа Фонтана наступила между 1766 и 1773 годами – почти одновременно с уходом эпохи барокко. Но его наследие – это не просто здания, это ансамбль, который создает атмосферу, ландшафтный и визуальный каркас центра Витебска. К сожалению, часть храмов утрачена, но память о них живет в гравюрах, археологических слоях и исторических планах. Современные исследователи предлагают восстановить хотя бы планировочную структуру этих объектов – с помощью мощения, визуальных маркеров и благоустройства.
Творчество Иосифа Фонтана – это редкий пример авторского подхода в градостроительстве XVIII века. Он не просто строил здания – он формировал облик целого города. Его Витебск – это диалог между архитектурой, природным рельефом и культурной памятью. Это то, к чему стремится и современная архитектура – к единству пространства и духа времени.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.