Как дивно пела скрипка Графа! Завершился XXXIV Международный музыкальный фестиваль имени И. И. Соллертинского в Витебске

logo
Вторник, 19.12.2023 10:15 | Рубрика: Культура
03182


Блестящим концертом Калининградского симфонического оркестра в Витебской областной филармонии завершился XXXIV Международный музыкальный фестиваль имени И. И. Соллертинского.

Больше половины месяца радовал фестиваль любителей музыки. Что ни номер концертной программы, то вершина высокого искусства. Что ни исполнитель, коллектив или дирижер, то звезда мирового уровня. В минувшее воскресенье в первом отделении концерта Калининградский симфонический оркестр исполнил произведения последнего романтика английской музыки Фрэнка Бриджа и величайшего романтика русской музыки Петра Чайковского. Дирижерская палочка была в руке интеллигентно подтянутого маэстро, которому во время выступления не чужд был, впрочем, искрометный юмор, главного дирижера – Московского молодежного симфонического оркестра, Калининградского музыкального театра, фестивалей «Eurasian stars» и «Ak Эртіс», президента «Фонда развития Евразийского искусства» Михаила Кирхгоффа.



Во втором отделении на сцену вышел скрипичный волшебник Граф Муржа и зачаровал зал концертом Баруха Берлинера для скрипки с оркестром. Перед началом его игры ведущий напомнила зрителям то, что витебские меломаны и так хорошо знали, если судить по многим прошлым концертам: между частями исполняемого произведения хлопать не следует, дабы не нарушать целостность создаваемого музыкального космоса. Однако Граф Шандорович вполне себе демократично обратился к залу с призывом аплодировать тогда, когда душа пожелает. И все же тишина была идеальная. Во время игры скрипач как будто растворялся в музыке, не скрывая эмоций. «Только я и Берлинер существуют сейчас в этом мире!» – словно утверждал он.

Когда отбушевал ураган оваций, грянувших по окончании игры, на сцену поднялся Наум Слуцкер, продюсер, музыкант и педагог. Он пояснил, что это очень сложный концерт израильского композитора Баруха Берлинера. Скрипач должен владеть многими стилями. Тут и клезмер (народная еврейская музыка и стиль ее исполнения), и джаз, и рок, и классика, и мотивы еврейской свадьбы. Он знает этот концерт до последней нотки, но каждый раз, когда его исполняет Граф Муржа, как будто слышит эту музыку и наслаждается ею впервые. Вот и сейчас скрипка в руках музыканта, утверждал он, веселилась, плакала, молилась, и пела, и рассказывала о чем-то своем, сокровенном… А еще Наум Слуцкер сообщил, что давно мечтал посетить… нет, не Рио-де-Жанейро, Париж или Лондон, где, впрочем, уже бывал, а Слуцк, потому как находит происхождение своей фамилии от этого белорусского города. И вот в нынешний приезд в Беларусь его мечта наконец-то сбылась: в Слуцке Наум Слуцкер открыл для себя немало интересного, в частности – историю княгини Анастасии Слуцкой и знаменитых белорусских поясов.

Много замечательного было и в предыдущие дни, в том числе концерт заслуженного коллектива Республики Беларусь «Государственный камерный оркестр Республики Беларусь». Художественный руководитель и главный дирижер заслуженный артист России Евгений Бушков сказал зрителям, что для оркестра очередной приезд в Витебск на фестиваль имени И. И. Соллертинского – всегда большое событие. Музыканты едут в город на Двине с огромным удовольствием. Нынешнюю программу концерта, составленную из произведений четырех столетий, открыла серенада № 6 ре мажор для струнных и литавр Вольфганга Амадея Моцарта. Именно витебским зрителям оркестр представил свою премьеру – симфонию № 3 для струнных, голоса, органа и ударных «Будет ласковый дождь» Ефрема Подгайца.




И все же чемпионом нынешнего фестиваля по силе оваций стал «Зимний вечер с «Метелицей» – концерт Государственного оркестра русских народных инструментов «Метелица» под управлением художественного руководителя и главного дирижера заслуженного артиста России Игоря Тонина. Концерт потрясающе разноплановый: народная музыка, классика, современность, инструментальное и вокальное соло блестящих исполнителей. Это оркестр нового типа, когда каждый музыкант может выступить в роли солиста. Звучание традиционных народных инструментов сочетается с музыкой скрипки и синтезатора. Популярные песни и мелодии в исполнении «Метелицы» исключительно близки публике – быть может, поэтому она не скупилась на горячие аплодисменты и темпераментное «браво!».

Но была изюминка концерта: вместе с «Метелицей» выступал солист ансамбля «Талака» Витебской областной филармонии Александр Чёрный (дуда, жалейка, флейта). Стоит ли говорить о гордости за «нашего хлопца» и восхищении его талантом!

Семь декабрьских вечеров Витебск был полон высоким искусством. Завсегдатаи филармонии уже узнавали друг друга в лицо и были едины в душевном отклике на прекрасное. Эмоций и сладостного послевкусия хватит на целый год – до следующего фестиваля, когда в городе на Двине снова будет очень много музыки – лучшей в мире.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Виталий СЕНЬКОВ. Фото автора.