Из небытия возрождается знаменитый Тадулинский Свято-Успенский монастырь в деревне Слобода Витебского района

logo
Четверг, 05.08.2021 09:13 | Рубрика: Религия
010862

Основанный Огинским

История обители тесно связана с трокским воеводой Тадеушем Огин­ским, который, к слову говоря, был дедом всемирно известного композитора Михала Клеофаса Огинского. В 1735 году он приобрел у своего крестного отца имение Вымно, которое стало его резиденцией «Двор Тадулин» (то есть Тадеуша). В 1740 году воевода построил вблизи своей усадьбы деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы. Через три года он внес в нее образ Девы Марии, который впоследствии считался чудотворным. Его след теряется в 1938 году, когда из этого места уходили последние монахини. В 1743 году Тадеуш Огинский основал здесь греко-католический базилианский мужской монастырь и пожертвовал в его пользу земли с крестьянскими дворами, назначив ежегодное содержание в 70 талеров.

В 1772–1774 годах Тадеуш Огинский построил здесь каменный храм.

По преданию, от монастыря вело несколько подземных ходов, один из которых шел под озером к имению Вымно. По всем имеющимся данным, во времена унии обитель была очень богатой.

После того, как в 1799 году император Павел подписал указ о передаче витебского Успенского собора в православное ведомство, клир был переселен в Тадулинский монастырь.

В православном ведомстве

В 1839 году Тадулинский монастырь был передан православным. Сначала он был мужским, но постепенно пришел в упадок. Здесь через несколько десятилетий проживало совсем немного больных престарелых монахов. Поэтому в 1888 году указом Священного Синода монастырь был снова преобразован, на этот раз в женскую обитель. Игуменьей была назначена сестра из Свято-Евфросиниевского монастыря Аристоклия Маевская, дочь генерала Петра Маевского, очень образованная. По преданию, монахиней она стала, поверив лживым слухам об измене жениха.

Новая игуменья и ее монахини отличались практичной жилкой, что позволило им при поддержке местных кресть­ян превратить монастырь в зажиточное хозяйство. Он не только содержал себя, но и поддерживал жен­ское духовное училище в Витебске.

С 1888 года здесь около десяти лет служил священником уроженец Усвят Витебской губернии отец Павел Гальковский. Это очень почитаемый в православной церкви человек. После служения в монастыре его перевели в Витебск, где он развил кипучую деятельность в плане духовности и благотворительности. Неоднократно арестовывался и подвергался иным гонениям. Последний раз, уже в сане митрополита, был взят под стражу в 1937-м и в 1945 году умер в заключении. Посмерт­но его реабилитировали.

До революции, кроме Свято-Успенского храма, здесь стояла и «теплая» (значит, отапливаемая) церковь Александра Невского. Было двухклассное училище для девочек с педагогическим курсом, а также приходская школа для мальчиков и девочек. Они функционировали как учреждения образования вплоть до 1941 года! Обитель имела свои богатые архив и библиотеку с книгами на разных языках.

В лихолетье

После революции монастырь практически сразу же упразднили. Монахиням было предложено вернуться к родственникам или вступить в ближайший колхоз. Часть из них стали работать в устроенном здесь детском приюте воспитателями и преподавателями.

Во времена нэпа сестрам удалось практически возродить монастырь в форме сельскохозяйственной артели, которую возглавила монахиня Есфирь. Последнее документальное упоминание про обитель датируется 1928 годом. По устным же свидетельствам, сест­ры здесь пробыли приблизительно до 1938 года, когда Свято-Успенский собор окончательно закрыли. Монахиню Есфирь арестовали, и в 1941 году она скончалась в сталинских лагерях.

Во время войны собор был взорван немцами при отступлении. Однако старожилы вспоминали, что еще в 1950-х годах в полуразрушенном храме оставались даже уцелевшие фрески.

А затем сюда приехала большая техника, и началось окончательное разрушение святыни. Битые кирпичи затем были использованы для улучшения качества дороги до Яновичей. Также стройматериалы использовали при строительстве коровника. К середине 1960-х годов здесь практически ничего не осталось — только разрушенный подвал, где местные жители затем хранили продукты.

Новая история монастыря

Знаменательной датой для монастыря является 4 апреля 2011 года.

В этот день Синод Белорусской православной церкви принял решение о возрождении монастыря на том же мес­те, где он был раньше. С самого начала его настоятельницей стала монахиня Илария (Болт), которая, как и ее предшественница игуменья Аристоклия, начинала послушание в Свято-Евф­росиниевском монастыре в Полоцке. Самое интересное, признается матушка, что до этого времени она ничего не слышала о Тадулинском монастыре.

Монахиня вспоминает, как впервые приехали сюда с архиепископом Витебским и Оршанским Димитрием. Состояние участка восторга не вызвало. Все было заброшено, замусорено. Зато место, по словам игуменьи, поразило какой-то внутренней тишиной.

С помощью местных жителей обнаружили могилы монахинь, которые первым делом облагородили. Все они безымянные за исключением места упокоения игуменьи Аристоклии, которое помогли отыскать сельчане. Она скончалась в 1909 году и была похоронена вблизи храма. Еще есть надгробный камень с утраченной могилы, надпись на котором гласит, что он был установлен на захоронении жены священника Марии Гальковской, умершей в 1896 году. Надгробие удалось найти благодаря местному жителю Михаилу Лабковичу. Он же в зарослях сирени обнаружил соборный крест старой обители. Его установили на холме, когда еще не было монастыря. Хотели даже сделать надпись: «Господи, прос­ти, что не уберегли твою святыню».

28 августа 2011 года в престольный для обители праздник Успения Божией Матери на холме, где стоял храм, провели первый молебен.

Пока не было где жить, обосновались на подворье в районе агрогородка Вороны, где построили небольшой монастырский домик. Это была как стартовая площадка. Через четыре года, когда окрепли, перебрались в Слободу, где на горе уже была часовня в честь Успения Божией Матери.

За это время построили сестрин­ский корпус. Есть гостиница для паломников, где они могут отдохнуть после долгого пути, и для тех, кто хочет потрудиться в монастыре.

Сейчас в обители проживают 13 человек. Кроме самой настоятельницы, это схимонахиня, три монахини, пять инокинь и три послушницы. Три дня в неделю ведутся службы со священником. В остальное время сестры здесь молятся самостоятельно и утром, и днем, и вечером.

Прежде чем стать монахом, человек должен пройти несколько ступеней. Вначале надо стать при монастыре трудником, затем послушником. Первая степень монашества — инок, за которого возносятся особые молитвы, чтобы Господь укрепил человека на дороге к нему. И только затем можно принять иноческий постриг. Это очень непростой путь. Игуменья Илария говорит, что за 10 лет здесь приняли монашеский постриг только две сестры.

Монахини ведут не только духовную жизнь. Сестры в свободное время и в плане послушания занимаются хозяйством. На огороде выращивают корнеплоды и другую продукцию. Собирают травы, заготавливают иван-чай. Практически сами снабжают себя продовольствием. В магазине покупают только крупу, масло, сахар. Да еще пока не пекут сами хлеб.

Уже три года, как в хозяйстве есть своя коровка. С самого начала завели пасеку. Всего хватает на насущные нужды, излишки же реализуются через церковные киоски в Витебске. Многим горожанам полюбились монастырский мед, различные травяные сборы и специи.

С местными жителями, которых здесь не так много, сложились хорошие отношения. Люди всегда откликаются, если надо помочь.

В ближайших планах игуменьи Иларии — восстановление храма Александ­ра Невского. Сейчас уже закончены проектно-изыскательские работы. Пока нет финансовых и иных возможностей провести раскопки территории. Это дело перспективы.

Главное, что возрождающаяся обитель органично вписалась в намоленное за столетия место, где, говоря словами классика белорусской литературы Владимира Короткевича, «Бог жыве».

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Алесь БЫНЬКОВ. Фото автора.