Ректор ВГУ имени П.М. Машерова Валентина Богатырёва: «Изменения в Кодексе об образовании продиктованы временем»

logo
Пятница, 11.02.2022 13:51 | Рубрика: Общество
05165
Сегодня наше общество переживает исторический момент — принятие обновленного главного Закона государства — Конституции Республики Беларусь. Ее важнейшим постулатом была и остается социально ориентированная экономика, направленная на защиту интересов каждого члена общества. Символично, что в это же время вышел в свет обновленный основной нормативный правовой акт, регулирующий важнейшую составляющую социальной сферы, — Кодекс об образовании. Многие статьи Кодекса изменены, более десятка — новые.


На мой взгляд, данные изменения направлены на нормативное закрепление уже апробированных жизнью образовательных форм, способов, инструментов. Их применение позволило сохранить качество образовательного процесса в нестандартных ситуациях жизнедеятельности общества и соответствовать требованиям международной практики. Так, в «ковидный» период на помощь пришла дистанционная форма получения образования. Есть общее понимание эффективности уже существующей целевой подготовки специалистов. Студенческая мобильность предопределила применение системы зачетных единиц и так далее.

Важнейшими изменениями стали уточнение цели образования и соответствующих терминов, требования к участникам образовательного процесса.
Положительно оцениваю усиление воспитательной составляющей. Образование — это не услуга! Сегодня к целям образования, наряду с интеллектуальным, нравственным, творческим, физическим и профессиональным развитием личности, отнесено формирование патриотизма, гражданственности. Что значит сегодня специалист, пусть даже и квалифицированный, если ему неведомы бережное отношение к историко-культурному наследию своей страны, уважение к подвигу народа, почитание опыта предков?! Кому в итоге будут служить знания и навыки такого сотрудника?..

Мне очень отрадно видеть изменения, касающиеся целевой подготовки специалистов. Нехватка кадров особенно ощутима в регионах, не исключение и наша Витебщина. Убеждена, что грамотное использование нормы, предусматривающей расширение сферы применения целевой подготовки, которая будет распространяться не только на определенные населенные пункты (чернобыльские, сельские регионы, города с населением до 20 тысяч), но и все остальные вне зависимости от расположения, позволит эффективно решать вопросы обучения мотивированных молодых людей, осознающих свой выбор профессии, и закрепления кадров на местах.

В этом году в университете стартует проект «Лицей ВГУ» как прототип целевой подготовки. Его важной задачей станет поиск, бесплатное обучение, подготовка к поступлению в вузы жаждущих знаний ребят прежде всего из малых населенных пунктов. Это ли не особые подходы в образовательной сфере? В распоряжении учащихся будут компьютерные классы, научно-исследовательские и специализированные учебные лаборатории, центры иностранных языков, система управления обучением, репозиторий, крупнейшая научная библиотека. Уверена, что это позволит из полных энтузиазма лицеистов под чутким руководством опытных педагогов подготовить одаренных абитуриентов, будущих ученых, инженеров, врачей, учителей, аграриев для нашей Витебщины и страны в целом.

Не менее значимы преобразования, внесенные в правила приема в учреждения высшего и среднего специального образования. Как ректор университета, осуществляющего в том числе подготовку педагогических кадров, в структуре которого есть колледжи, положительно оцениваю изменения по приему без вступительных испытаний в университет лиц, получивших среднее специальное образование по педагогическим специальностям при поступлении в заочной форме на специальности соответствующего профиля (направления) образования. Ведь выпускники наших колледжей спустя годы должны были сдавать испытания для продолжения обучения по своей же специальности, тогда как выпускники профильных классов педагогической направленности, успешно изучившие только факультативный курс «Введение в педагогическую профессию», имеют льготу при поступлении (устное собеседование). Считаю, что принятие указанной выше нормы решит несколько проблем одновременно: обеспечит непрерывность получения образования, повысит обеспеченность региона и государства педагогическими кадрами.

В условиях нехватки кадров среднего звена для различных сфер экономики важнейшим изменением считаю следующее: поступление в учреждения среднего специального образования по конкурсу аттестатов без сдачи ЦТ. К примеру, молодой человек не прошел по конкурсу в вуз, при этом рассматривает как вариант для обучения учреждение среднего специального образования, но не имеет необходимого сертификата ЦТ. В прежних условиях (до принятия Кодекса) итог один — отсутствие возможности обучения. Сегодня обозначенная проблема снята.

Самым наболевшим вопросом является прогрессирующий отток абитуриентов в страны ближнего и дальнего зарубежья. Он, полагаю, отчасти может быть решен введением механизма университетских олимпиад. В результате чего победителей (дипломы I, II, III степени) университетских олимпиад в учебном году при поступлении в эти вузы будут зачислять без испытаний.

Введение новых механизмов закрепления молодежи вкупе с вдумчивыми управленческими решениями на местах — залог роста качественных характеристик важнейшего элемента национального богатства страны — человеческого капитала.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Валентина БОГАТЫРЁВА, ректор ВГУ имени П.М, Машерова