Когда показания участников ДТП противоречат друг другу, точку в спорах поможет поставить автотехническая экспертиза. О том, как проводят такие исследования, и как по следу от протекторов на асфальте можно установить картину происшествия, рассказал главный эксперт отдела криминалистических экспертиз управления криминалистических экспертиз и учетов управления Государственного комитета судебных экспертиз по Витебской области подполковник юстиции Дмитрий Пиманов.
Ключевая задача экспертов-автотехников - определение причин дорожно-транспортного происшествий.
-- Эксперт должен установить, с какой скоростью двигался автомобиль, где находился в момент столкновения, где располагались другие участники движения. Также необходимо выявить техническое состояние систем автомобиля: была ли машина исправна, -- рассказывает специалист.
На мое возражение, что записи видеорегистраторов вполне могут ответить на большинство этих вопросов, эксперт замечает: «Они, конечно, помогают прояснить некоторые обстоятельства, но не в каждом авто они есть, и качество записи порой оставляет желать лучшего. Иногда на помощь приходят записи камер наружного видеонаблюдения, которые устанавливают возле магазинов, кафе».
Эксперты выезжают далеко не на все ДТП. Если машинам причинены мелкие механические повреждения, то работать на месте будут сотрудники ГАИ. Впрочем, у них могут возникнуть вопросы, и тогда придется подключаться экспертам-автотехникам. Когда же происходят аварии, в которых гибнут люди, к работе приступают и сотрудники госавтоинспекции, и следователи, и эксперты.
Бывают случаи, когда водитель автомобиля, сбивший пешехода, утверждает, что ехал со скоростью 40 километров в час, а свидетели заявляют, что машина двигалась гораздо быстрее. Видеозаписей нет, и тогда эксперты изучают след торможения. Специалисты могут определить скорость машины в момент начала образования тормозного пути. Экспертный вывод о скорости автомобиля, основанный на произведенных расчетах, будет более объективным доказательством, нежели показания участников и свидетелей ДТП.
Экспертизу проводят и в целях определения исправности транспортного средства, его узлов, систем управления и агрегатов в момент аварии. Ведь к аварии может привести не только нарушение правил дорожного движения, но и неисправность автомобиля. Это кажется невероятным, но даже после серьезного ДТП, когда автомобиль очень сильно поврежден, эксперт может определить неисправность машины до столкновения по характеру повреждений. Кстати, по этой причине транспортные средства после аварий доставляют на специальные охраняемые стоянки, чтобы водители не имели возможность внести какие-либо изменения.
Автотехнические экспертизы проводятся не только для установления фактических обстоятельств аварии, но и при возникновении спорных вопросов между владельцем транспортного средства и сотрудниками автосервиса по качеству ремонта автомобиля.
-- Нередко к нам обращаются физические и юридические лица за проведением экспертизы на договорной основе. Заключение эксперта может стать весомым аргументом в пользу того, что ремонтные работы были выполнены ненадлежащим образом. Но прежде, чем определяться с кругом вопросов, подлежащих исследованию, лучше предварительно проконсультироваться с профильным специалистом. Чаще всего спорные вопросы возникают из-за неверной диагностики, что вводит владельца в заблуждение и влечет дополнительные затраты, -- замечает Дмитрий Тимофеевич.
К слову, в октябре на базе управления Государственного комитета судебных экспертиз по Витебской области был введен в эксплуатацию после ремонта бокс для проведения автотехнических экспертиз и исследований маркировочных обозначений транспортных средств. Благодаря этому подготовлена высокоточная площадка для использования контрольно-измерительного оборудования при проведении таких исследований. Обновленный бокс используется экспертами управления по Витебской области и Витебского межрайонного отдела.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.