В Тадулинской обители. Какие тайны хранит единственный в Витебском районе женский монастырь

logo
Понедельник, 11.09.2023 09:42 | Рубрика: Религия
010184




Наши корреспонденты побывали в Свято-Успенском Тадулинском женском монастыре. Он единственный в Витебском районе. Расположен в деревне Слобода недалеко от горпоселка Яновичи, на берегу озера Вымно. Монастырь здесь начали возрождать более 10 лет назад.




Возвращаясь к истокам
— Возводим храм на месте построенного в 1830-х годах. Освятили закладной камень в основание церкви во имя святого благоверного князя Александра Невского, — начинает экскурсию по монастырским владениям настоятельница игуменья Илария (Болт). Ранее она монашествовала в Полоцке.


В монастыре живут 10 сестер. Кельи находятся в большом двухэтажном доме с зимним садом на первом этаже. Молятся во временном храме во имя Успения Пресвятой Богородицы.


— История монастыря начинается в XVIII веке. Он был назван Свято-Успенским, как и древняя церковь на этом месте. Название Тадулинский появилось благодаря владельцу соседнего имения Тадулино князю Тадеушу Огинскому, который в 1743 году финансировал возведение каменной церкви и монастыря. Он, кстати, дед известного композитора Михаила Клеофаса Огинского, — рассказала игуменья.

К 1888 году мужской монастырь пришел в упадок, и его передали монахиням. Первой настоятельницей стала игуменья Аристоклия (Маевская), ранее возглавлявшая в Полоцком Свято-Ефросиниевском монастыре женское духовное училище. Ее усилиями Тадулинский монастырь преобразился.

— Игуменья Аристоклия родилась в 1839-м. Ее отец был генералом. Окончила полоцкий пансион для благородных девиц. В 1861-м стала послушницей в полоцком монастыре. Причиной, побудившей ее принять иночество, стали слухи о том, что любимый женится. И хотя это было неправдой, девушка не покинула обитель, — продолжает матушка.

За усердие в 1892 году Святейший Синод наградил ее крестом, а в 1899-м — императорским золотым наперсным крестом. Умерла она в 1909 году. Похоронена при монастыре.






— Из-за этих драгоценных наград в 1943 году ее могилу разграбили. Она заросла травой. Только лет 10 назад удалось обнаружить место ее последнего пристанища, — продолжает настоятельница.

Школа имени III Интернационала
После революции в Александро-Невском храме была изба-читальня, потом коровник. Но сестры еще жили в монастыре.

— Во времена НЭПа их же землю сдали им в аренду, и они создали сельскохозяйственную артель. Параллельно активно занимались традиционными женскими ремеслами. В 1922 году их изделия — скатерти, салфетки с вышивкой, вязаные вещи — были представлены и отмечены в Москве на выставке продукции предприятий и артелей, — рассказала игуменья.
А летом 1920 года в монастырском здании открылась школа имени III Интернационала с детским пансионатом для маленьких жителей Витебского уезда в возрасте от 4 до 15 лет. В первую очередь принимались дети красноармейцев, бездомные, при наличии свободных мест — дети беднейшего населения.

С декабря 1920-го начали записывать взрослых для обучения грамоте. Осенью 1921 года организовали детдом для эвакуированных из голодающего Поволжья детей. Монахиням приказали переселиться в фольварк в соседней деревне.

— Некоторые сестры продолжали жить в монастыре и принимали активное участие в жизни детдома, — продолжает экскурс в историю настоятельница монастыря. Храм и большую часть монастырского комплекса немцы при отступлении уничтожили осенью 1943 года, поскольку партизаны использовали эту местность как доминирующую высоту для обстрела.

В 1960-е годы обитель была полностью разрушена. От церкви остались лишь фрагменты фундамента и подвала, немного кирпичной кладки по четырем сторонам. Только икона
не сгорела В монастыре есть свои святыни. Это — чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Тадулинская».


— Когда сестрам в 1930-е 
приказали покинуть обитель, они спрятали самое ценное в домах верующих. Представители трех поколений одной семьи хранили у себя чудотворную икону. Она чудом уцелела даже во время пожара, когда находилась в доме недалеко от Яновичей. Представьте, все сгорело дотла, а икона, лежавшая в шкафу, осталась цела! И даже не пахла гарью. Хозяйка дома отдала ее дочери, живущей в Лунинецком районе. Оттуда нам этот образ и привезли, — рассказывает монахиня.

Случайных здесь не бывает
Сегодня самой младшей из сестер обители нет еще 30 лет, а старшей за 70. 




— Случайных людей в мона
стырях не бывает! Не зря вначале становятся послушницами. Перед тем как принять монашество, человеку надо убедиться в том, что он действительно хочет жить в монастыре. «Несчастная любовь! Ах, уйду в монастырь!» — такое слышали многие, но не припомню, чтобы по этой причине девушка навсегда захотела жить в обители, — рассуждает настоятельница.


Решение о монашестве принимает человек воцерковленный. Наступает момент, когда хочется быть ближе к Богу. А для этого нужно жить в среде, где меньше искушений! Когда  человек хочет в монастыре спрятаться от кредитных проблем, исполнения своих родительских обязанностей (если дети несовершеннолетние) — не примут.

Задал вопрос про посещающих храм лишь на праздники, не грех ли это? Матушка считает, что есть захожане, а прихожане — это те, кто не может без посещения церкви и ежедневных молитв.






Для сомневающихся в существовании Бога матушка цитирует слова одного из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создателя первых образцов счетной техники, автора основного закона гидростатики, классика французской литературы Блеза Паскаля: «Если Бога нет, а я в него верю, я ничего не теряю. Но если Бог есть, а я в него не верю, я теряю все».

Маленькие радости
В монастыре не получают зарплату, пенсию жертвуют. Настоятельница для сестер и послушниц, как мать, поэтому к ней и обращаются: «Матушка». Она и полечит, и доктора вызовет, и подарок на день рождения вручит.

— Нет, не очень ценное (смеется): на день ангела — шоколадку, на юбилей — что-нибудь подороже. 
— А бокал вина можно?
— Христианство не запрещает употребление алкоголя. Во время постов на него — табу! А на церковные, личные праздники почему бы и не выпить немного? У нас в монастыре вино на трапезе бывает 3–4 раза в год.




Мобильной связью сестры пользуются, но без выхода в интернет. Телевизора нет. Иногда на компьютере смотрят фильмы, полезные для духовного роста: про святых, монастыри, православные праздники. 

Покинуть монастырь на несколько дней, чтобы, например, съездить к родственникам, можно с разрешения матушки. И выйти за ворота, если она в курсе. Когда родные приезжают в гости, останавливаются в доме для паломников. Кстати, это могут сделать все желающие по благословению игуменьи.

Мужчин-постояльцев не жалуют, если их не знают. Скорее всего, откажут в приеме.

Труды праведные
Есть устав для всех монастырей Русской православной церкви Московского Патриархата. И в каждом — свой, принципиально не отличающийся от общепринятого распорядок дня. Подъем в 6.00. Затем молитва в храме. В 10.00 — завтрак. Готовят по очереди. Каждая монахиня занята трудами. В 14.00 — обед. Затем опять труды. В 16.00 — молитва в храме. Потом вновь время исполнения послушаний.


В 18.30 — ужин. Вечером — свободное время или выполнение монастырских обязанностей. В 22.00 — отбой. На праздники расписание меняется: всенощные молитвы, крестные ходы, церемонии с участием важных гостей и многое другое.

Монастырская 
Кнопка
Матушка показала территорию. Множество цветов, пасека, конь, коровы, одну из которых величают Кнопкой. Сразу бросилось в глаза, что о животных очень хорошо заботятся.










Изготавливают в монастыре вкуснейшие масло, творог, сыры (их можно купить на Смоленском рынке в Витебске). Травяные сборы, которые заготавливают монахини, укреп-
ляют силы, улучшают сон. Планируют выращивать виноград и устроить большую плантацию, изготавливать соки и сладости.


Перед тем, как покинуть монастырь, возникает ощущение, что сюда вернешься еще не раз.
— Так и есть, вы приедете снова! — подтвердила догадку игуменья Илария перед расставанием.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Александр ПУКШАНСКИЙ. Фото Олега КЛИМОВИЧА.