Почему вкус кофе с противоположных сторон чашки разный, как правильно подавать гостю меню и почему нельзя ждать, пока посетитель доест все блюда. Ответы на эти вопросы узнала корреспондент «Витьбичей», поработав один день в «Кафе 16» при Витебском государственном индустриальном колледже.
Когда я пришла сюда пообедать, причем посетила это заведение впервые, меня приятно удивило обслуживание посетителей. Уже тогда твердо решила, что хочу попробовать себя в роли официанта.
Открывается кафе в 10 утра, но я пришла на 30 минут раньше, чтобы познакомиться с коллективом и погрузиться в рабочий процесс. Вообще, официанты приходят к девяти утра, чтобы протереть все столы, проверить чистоту и наличие приборов, разложить салфетки и сделать многое другое.
Встретила и помогла мне освоиться Екатерина Гончарова, которая три с половиной года работает мастером производственного обучения. Она выдала фартук и бейдж с моим именем, а после предложила научить варить кофе. Конечно, в обязанности официанта это не входит, но было интересно узнать и попробовать сделать ароматный капучино или нежный латте. Так я на время стала еще и бариста.
Первый посетитель не заставил себя долго ждать, заказав капучино. Для этого нужно было заполнить специальный отсек кофейной машины свежемолотым кофе — с этим справилась без труда. Нажала на кнопку и вот — за считанные секунды из аппарата тонкой струйкой начал вытекать ароматный эспрессо. Это был мой первый успех в приготовлении кофе. Следующим шагом было приготовление молочной пены. Взять молоко и налить в питчер смогла самостоятельно, а вот с его нагреванием до оптимальной температуры и вспениванием с помощью пара из кофейной машины, соединением двух составляющих напитка справилась уже с помощью Екатерины. Капучино вышел ароматным, что нужно! Хоть и не люблю кофе, но варить его для гостя было в удовольствие. Конечно, времени на приготовление ушло больше, чем у профессионала, но скорость приходит с опытом, успокоила меня мастер.
Екатерина раскрыла небольшой секрет бариста:
— Чтобы капучино получился вкусным, нужно равномерно распределить молоко в чашке, сделав из него круг. Если же налить его как попало, то вкус с разных сторон будет сильно отличаться.
Бариста категорически запрещается дотрагиваться до верхнего края кружки, ведь именно эта часть считается так называемой «зоной гостя».
— Есть студенты, которые быстро все схватывают и спустя несколько дней обучения уже могут работать без помощи мастера. Но присмотр все равно необходим за каждым! Кассиру нужно быть внимательным, чтобы правильно выдать гостю сдачу. Официанты также рассчитывают посетителей с помощью терминала. Важно уметь наладить коммуникацию, а не просто подойти, молча поставить тарелку с едой, а после также забрать и уйти. Некоторые юноши и девушки ответственно подходят к работе, стараются все сделать правильно. Такие добиваются успеха и достигают вершин в карьере, — поделилась Екатерина. — Чтобы стать успешными в профессии, студентам необходимо знать правила этикета, секреты сервировки, способы общения с гостями и управления заказами. Теоретические знания ребята применяют на практике в кафе. К примеру, учатся общаться с посетителями, обрабатывать заказы, подавать блюда и напитки, а также управлять собой в стрессовых ситуациях. Благодаря этому по окончании обучения они без волнения и страха идут работать в столовые, кафе и рестораны города.
Пока студенты практикуются в кафе, зарплату не получают, но гости могут оставить официанту чаевые. Хоть и мелочь, но все равно приятно, что заработал свои первые деньги.
Пришло время обслужить мне своих первых посетителей.
— Официант должен быть спокойным, вежливым, улыбчивым, — напутствовали меня перед выходом в зал.
А это порой ох как не просто! Ведь люди не всегда приходят в кафе с хорошим настроением. Задача официанта — найти к ним подход и постараться сделать так, чтобы гость ушел довольным, а главное — сытым. Также официант должен знать меню и в случае чего порекомендовать посетителям блюда и напитки. Кроме того, необходимо учитывать пожелания гостя, который сообщает о том, что на определенные продукты у него аллергия или он на диетическом питании.
— После того, как гость вошел и присел за столик, ему нужно принести меню. У этого простого с виду действия есть свои правила этикета. Во-первых, меню нужно подавать в открытом виде. Во-вторых, первоочередно оно предлагается даме. Если за столиком несколько женщин, то предпочтение отдается старшей, — поделилась студентка третьего курса Алина Рыжикова, которая проходит в кафе производственную практику. —Принимаем мы заказы с помощью планшетов. На них установлено специальное приложение, которое показывает позиции меню и позволяет отслеживать наличие блюд. С устройства заказ автоматически передается на компьютер, где печатается предварительный чек.
Первыми, кого я обслужила, были две девушки. Одна заказала омлет, а вторая — сырники. На планшете нужно было выбрать номер столика, количество гостей, совместный или раздельный чек. Вроде ничего сложного, но понадобилось достаточно времени, чтобы оформить заказ. Получила долгожданный предчек и отправилась с ним на кухню, где отдала поварам. После этого они приступили к приготовлению блюд. Тем временем я отправилась за столовыми приборами. Казалось бы, собрать два комплекта — что может быть проще, но не тут то было! По правилам этикета подать приборы нужно до того, как принесут заказ. Взяла первые попавшиеся и направилась в сторону гостей. Меня тотчас остановила Алина. Она объяснила, что столовых приборов несколько видов и я, конечно же, чуть не отдала гостям не те вилки. Пригляделась и увидела, что они не сильно то и отличаются — одна больше, вторая немного меньше. Но правила есть правила, взяла нужные, поместив их в специальную корзиночку, и поставила на столик гостей. Когда блюда были готовы, я отнесла их на столик официанта, где проверяется соответствие заказа. После успешной проверки отправилась относить блюда гостям. На этом этапе —очередные правила: ставить на стол тарелки с едой необходимо с правой стороны и этой же рукой, будто хочешь обнять гостя. По такому же принципу их забирают, только уже с левой стороны и такой же рукой. Нарушать эти правила можно только в том случае, если нет возможности подойти к гостю. Например, когда мешает стена, колонна или другие препятствия.
Чтобы не запутаться и принести каждому гостю, сидящему за одним столом, свое блюдо, официанты запоминают людей по цвету волос, одежде. Если вдруг забывают, то подходят и лишний раз уточняют.
— Ждать, пока гость все доест и уйдет нельзя ни в коем случае! Нужно следить, чтобы у него на столе не оставалась ни одна пустая тарелка, ведь рядом с ней, может быть, неприятно есть другое блюдо. После каждого посетителя нужно протирать стол, чтобы гость обедал в чистоте и с комфортом, — поделилась Екатерина. — Также важно соблюдать очередность подачи блюд. Сначала — салаты, холодные закуски, после — супы и горячие блюда. Различные напитки могут подавать по желанию гостя в начале, середине или конце трапезы. Но это правило не касается компота. Он считается десертом, поэтому приносится в конце приема пищи, еще и с чайной ложечкой, чтобы удобно было съесть изюм или кусочки яблока.
Время за работой пролетело незаметно и приблизилось к обеденному. Ровно в 12.00 в кафе меняется меню. Вместо сырников и омлета в нем появились различные котлеты и биточки, картофель и каши, а также супы. Для работников общепита обеденное время самое сложное, ведь посетителей приходит в разы больше. Убедилась в этом и я. Поначалу было сложно быстро все делать, ведь за несколько часов работы не набрала достаточного опыта. Старалась в меру своих сил помогать официантам и иногда это получалось. Из-за большого потока гостей время как будто ускорилось. Не успела оглянуться, как уже к концу подошел рабочий день. Чувствовала усталость в ногах и спине — работа дала о себе знать. Но все равно осталась довольна, что удалось попробовать свои силы в новой профессии. Благодаря этому поняла, что быть официантом тяжело морально и физически, но интересно! Этот опыт дал мне возможность познакомиться с разными людьми, научиться работать в команде. Теперь по всем правилам этикета могу и романтический ужин организовать.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.