Как появился белорусский кинематограф, какой отечественный фильм собрал больше всего наград и есть ли смысл ходить в кинотеатры — рассказал киновед и кинокритик Сергей Мотылёнок

logo
Четверг, 30.05.2024 16:47 | Рубрика: Культура
02487

Для многих просмотр фильмов — хороший досуг и способ скоротать вечер. А вот некоторые посвящают киноискусству всю жизнь, это их профессия.

Если театр начинается с вешалки, то с чего начинается кино? Как появился белорусский кинематограф, какой отечественный фильм
собрал больше всего наград и есть ли смысл ходить в кинотеатры — об этом нам рассказал киновед и кинокритик Сергей Мотылёнок.

— С чего начиналось становление белорусского кинематографа?

— С юридического оформления. Две попытки оказались неудачными, и только в конце 1924 года было создано Белгоскино. На тот момент фильмы снимались по определенной схеме: натура — на территории Белоруссии, павильонные съемки — на базе киностудий Москвы и Ленинграда. Таким образом было отснято около 60 работ. Создавались эти фильмы преимущественно русскими режиссерами и не всегда на белорусском материале, но в прокате окупались хорошо. Несколько картин пользовались особым спросом: «Лесная быль» и «Кастусь Калиновский». К слову, это был период немого кино.

В конце 1930-х годов из-под пера русского режиссера Исидора Анненского на базе киностудии «Савецкая Беларусь» вышли две экранизации Чехова — это «Медведь» и «Человек в футляре». Привычное для нас название «Беларусьфильм» возникло после Великой Отечественной войны в 1946 году.

— Какие жанры кино сегодня популярны у зрителя?

— Зритель сильно помолодел, и это повлияло на восприятие фильмов. Сегодня впереди фэнтези. А научная фантастика на­оборот пропала с экранов. Исчезли и театральные жанры: трагедия, комедия, драма, мюзикл в чистом виде больше не транслируется на больших экранах. Можно сказать, что современное состояние кино — результат режиссерской свободы. Снимать можно что угодно, главное, чтобы было сделано хорошо и интересно смотрелось. 

— Какие фильмы нужно обязательно посмотреть, чтобы проникнуться белорусским киноискусством?

— Немало картин прославили студию «Беларусьфильм», но среди них есть несколько особенных, посмотрев которые зритель сможет не только насладиться режиссерской работой, но и понять устройство кино. «Дикая охота короля Стаха» — фильм, получивший награды в Канаде, Италии, Франции, Бельгии, США. Брендом нашей киностудии можно назвать сказки, снятые режиссером Леонидом Нечаевым, среди которых наибольшую известность получили картины «Про Красную Шапочку» и «Приключения Буратино». Также в летописи белорусского кинематографа выделятся фильм «Город мастеров», над созданием которого работал Владимир Бычков. Картина снята по мотивам пьесы Тамары Габбе и привлекает своей оригинальностью. Благодаря грамотному построению сюжета, операторской работе и мастерству актеров произведение до сих пор смотрится эффектно, несмотря на то, что прошло около 60 лет со дня выхода
картины. 

В свой юбилейный год национальная киностудия «Беларусьфильм» планирует выпустить 25 фильмов. 

— На ваш взгляд, какую картину можно назвать лучшей за всю эпоху существования белорусского кинематографа?

— «Дикая охота короля Стаха», снятая по мотивам одноименной повести Владимира Короткевича, потому что эта картина заслуженно получила самое большое количество наград. Еще я бы отметил фильм «Чужая вотчина», снятый по мотивам произведения Вячеслава Адамчика, хотя призами эта работа не отмечена.

— Расскажите о последнем просмотренном отечественном фильме.

— Их два — «На другом берегу» и «Киношники». Оба фильма сделаны хорошо и являются качественными образцами в своих жанрах. К слову, первая картина очень долго держалась на городских киноафишах, а второй фильм пропал с экранов. «Киношники» — прекрасная универсальная комедия, которую я однозначно рекомендую к просмотру.

— Чем белорусский кинематограф отличается от кинематографа любой другой страны?

— Самобытность нашей киноиндустрии начинается с того, что большинство фильмов делается на белорусском материале. Знакомые места в кадре всегда вызывают зрительскую симпатию. Темы, их актуальность, авторское видение — кино каждой страны уникально как минимум подходом к процессу создания картины.

— Поговорим о тонкостях вашей профессии. Чем занимается киновед?

— По-научному, киновед занимается теорией, историей и социологией киноискусства. Он выясняет, для какого зрителя снималась картина, в каких странах обрела популярность, почему вызвала интерес у общественности. 

— В чем разница между киноведом и кинокритиком?

— Кинокритик занимается анализом и оценкой современного кинопроцесса. Он работает «в поле»: посмотрел фильм и тут же написал рецензию. Раньше работы кинокритиков печатались в различных журналах, но с развитием интернета стали публиковаться на тематических сайтах. Конечно, и киновед может дать оценку фильму, если это потребуется.

— Зачем нужны кинокритики, если есть рейтинги по отзывам зрителей?

— Признаюсь, зрительские отзывы читаю редко. Все-таки кинокритик — человек с образованием, профессионал, который ответственно подходит к написанию рецензии. Важно не просто похвалить фильм или указать на недостатки, нужно делать это аргументированно, а зритель очень часто просто рассыпается в эмоциях без какой-либо конкретики. 

— Убьют ли стриминговые сервисы культуру посещения кинотеатров?

— Мне кажется, в кино стоит ходить хотя бы за атмосферой, которая царит в зале. Зритель чувствует общее настроение, у него появляется уверенность в том, что не ему одному интересен фильм. Каждый переживает разные эмоции, но картина сближает всех. Конечно, современные технологии позволяют оборудовать домашний кинотеатр, но впечатления будут не такими яркими. Все-таки в кинозале лучшее оборудование, которое сделает просмотр комфортным и запоминающимся. Поэтому в кино ходили, ходят и будут ходить. 

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Никита ЯБЛОКОВ. Фото Виталия САПРОНЕНКО.