Старт совместному проекту Музея Марка Шагала в Витебске, фонда Александра Печерского (советский лейтенант, в 1943 году организовавший восстание заключенных в нацистском лагере смерти Собибор) и галереи «Веллум» (Москва) был дан в канун Международного дня памяти жертв Холокоста и посвящен этой скорбной отметке в календаре.
Витебск стал первым городом, в который привезена для экспонирования коллекция графики Меера Аксельрода (1902 — 1970), собранная из частных архивов. Художник родился в белорусском городе Молодечно, с 1918-го жил в Минске, он выпускал рекламные плакаты для кинотеатров, служил чертежником управления связи Красной Армии. После участия в художественной выставке в Минске получил от Наркомпроса Беларуси направление на учебу в Москву, учился на графическом факультете в знаменитом ВХУТЕМАСе.
Меер Аксельрод работал с Сергеем Эйзенштейном в составе съемочной группы фильма «Иван Грозный», участвовал в выставках в Москве и Беларуси. После смерти художника работы его экспонировались в Лондоне, Нью-Йорке, городах Германии и Израиля.
Меер Аксельрод оставил большое творческое наследие — около шести тысяч живописных и графических произведений. Его картины находятся в крупных музеях России.
В Беларуси же только несколько работ хранятся в Национальном художественном музее. Так что с открытием выставки М. Аксельрода в Витебске начинается возвращение имени этого большого художника на родину.
В экспозицию вошли графические работы, объединенные общей темой. Это эскизы и наброски к серии «Немецкая оккупация» («Зверства немцев»), выполненные в 1942-1943 годах, цикл композиций «Гетто», в котором автор спустя 20 лет развивал тему военной трагедии, а также иллюстрации и рабочие материалы к книгам Нояха Лурье, Ривы Рубиной, Михаила Лева, Лейбы Квитко и других. Насилие, расстрелы, руины, пепелища… Мрачные сюжеты с документальной точностью передают трагические события военных лет.
Меер Аронович избежал кошмара оккупации, гетто, но он взошел на эту Голгофу как художник: каждый сюжет выписан страдающей душой современника тех ужасных лет.
— Наша задача сделать эти работы достоянием широкого круга зрителей на постсоветском пространстве и в Европе. Эту крупную коллекцию Аксельрода планируем показать в Русском музее, в германо-российском музее «Берлин-Карлсхорст», в Израильском музее сопротивления, — рассказал на открытии первой белорусской выставки председатель фонда Александра Печерского, историк, коллекционер из Израиля Илья Васильев.
К выставке «Немецкая оккупация в графике Меера Аксельрода» организаторами подготовлен каталог с предисловием витебского искусствоведа Людмилы Вакар.
В Арт-центре Марка Шагала коллекция будет находиться до 28 февраля.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.