В областном методическом центре народного творчества открылась выставка известного белорусского керамиста, члена Белорусского союза художников мастера культурно-исторического комплекса «Золотое кольцо Витебска «Двина» Людмилы Ковальчук.
Неповторимый авторский почерк, отточенное, доведенное до совершенства мастерство и профессионализм – характерные черты ее работ, каждая из которых уникальна. Как у любого керамиста, процесс ее работы очень трудоемок: нужно нанести на форму рисунок, потом краску, обжечь изделие. После обжига краски не выгорают на солнце, устойчивы к воде, поэтому эти изделия хоть и хрупкие, но вечные. На выставке можно увидеть не утилитарные предметы, а художественные образы в керамике.
Эксклюзивные серии керамических и фарфоровых сервизов, декоративные вазы, расписные тарелки, настенные панно, скульптурные композиции демонстрируют различные виды росписи. Особое место в экспозиции занимает майолика – традиционная роспись по сырой эмали, которая требует особого мастерства, быстроты реакции, так как не допускает исправлений.
– Я занимаюсь майоликой более двадцати лет, – рассказывает Людмила Николаевна. – Она мне очень близка как художнику, потому что позволяет импровизировать, коснуться разной тематики – исторической, современной, философской, дает возможность писать тематические картины, любые жанровые вещи – портрет, натюрморт, пейзаж. Ведь художник должен заниматься тем, что ему приносит радость, и тогда это чувство передастся людям.
Как рассказала мастер, витебская майолика была заметным явлением еще в XVII–XVIII веках, она считалась дорогой высококачественной продукцией. В Витебске делали изразцы на маленьких заводах на Взгорье, в Задвинье. Возродить технологию пытался художник-керамист Николай Михолап, преподаватель Витебского народного художественного училища в 1925 – 1930-е годы. Еще ранее, в XIХ веке, выходец из Беларуси изразцовых дел мастер Степан Полубес, оформляя русские церкви, сделал скульптуры апостолов в технике майолики, впервые применив цвет. И именно у белорусского мастера учился Михаил Врубель.
Впечатлившись в свое время витебскими изразцами, Людмила решила возродить эту технологию вместе со своим мужем – художником Валерием Ковальчуком. Их счастливый творческий дуэт вписал отдельную страничку в историю белорусской культуры. После безвременного ухода мужа Людмила взяла общее дело в свои руки. Ниша, которую сегодня она занимает в художественной среде Витебска, – совершенно особая, заполненная опытом многолетних творческих поисков, трудолюбием, вдохновением и любовью.
Отдельное место в экспозиции занимает облицованная изразцами печь-камин, которую художница восстановила по оригинальному изразцу XVIII века. Людмила надеется, что искусство майолики будет иметь продолжение в Витебске и что в нашем городе когда-нибудь будет музей изразца.
Выставка продлится до 9 декабря.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.