4 октября /«Витьбичи»/ Никита Яблоков /. Просторный кабинет, исписанные страницы ежедневника и небольшая стопка книг. Выбрать произведение для постановки на Коласовской сцене — задача непростая. Она ложится на плечи художественного руководителя, должность которого в Национальном академическом драматическом театре имени Якуба Коласа с недавних пор занимает Константин Гончаров.
Новый художественный руководитель и 99-й сезон откроет по-новому: вместо традиционного «Несцеркі» зрителей ожидает «Гамлет», премьера которого прошла во время Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». Об этом и многом другом рассказал Константин Гончаров в интервью корреспонденту «Витьбичей».
— Константин, похоже, из всех художественных руководителей белорусских театров вы самый молодой. Чувствуете какую-то особенную ответственность?
— Задумывался об этом много раз. Да, тот факт, что я молод, добавляет ответственности, так как необходимо оправдать полученный кредит доверия. Конечно, есть и волнение, и чувство восторга. Я все детство ходил в этот театр, восхищался мастерством актеров, а теперь сам нахожусь в гуще событий, наслаждаясь этой атмосферой.
— Молодость идет бок о бок с амбициями. Есть ли они у вас?
— Смотря что вы подразумеваете под словом «амбиции». Для меня это скорее здоровая реакция на некий творческий вызов. Есть много идей, планов, которые хочется реализовать. Пока рано говорить о какой-либо конкретике: я не просто знакомлюсь с театром, а заново его узнаю. Уже изнутри, а не из зрительского кресла. Прийти и сразу же диктовать свой план, как мне кажется, некорректно. В театре есть устоявшиеся правила, своя культура, которой необходимо проникнуться, чтобы в последующую творческую составляющую Коласовского театра вписать свою лепту, не нарушая его традиций.
— Но всё же, какой вектор выбирает новый художественный руководитель?
— В своей работе я буду делать упор на контакт со зрителем. Хочется, чтобы театр стал ему еще ближе и понятнее, ведь у многих людей есть мнение, что этот вид искусства не для всех. Планирую доказать обратное. Культура театра не означает его элитарность в привычном понимании этого слова. Интерпретировать пьесы необходимо так, чтобы задумка автора была понятна каждому.
— Как вы считаете, современному зрителю интересен театр?
— Ответом на этот вопрос послужит наполняемость зала. Мое личное мнение — интересен, и еще как. Все зависит от того, как театр строит работу, какие спектакли ставятся на сцене и насколько та или иная пьеса попадает в «нерв» общества. Это может быть все, что угодно: классика, современные произведения, но главное — понять то, что зритель хочет видеть здесь и сейчас. Вместе с тем, нельзя сказать, что репертуар театра зависит только от тех, кто сидит в зрительном зале. Мы можем и должны проводить свою политику, влиять на художественные вкусы театральной публики. Секрет аншлага заключается в балансе между ожиданиями зрителей и нашими задумками.
— Так все-таки чего ждать зрителям в 99-м сезоне?
— Многообразия. Все люди разные, поэтому мы не можем опираться на какой-то один жанр. Кто-то любит комедию или сатиру, кому-то ближе драма, да и тематика разнообразна — кто-то предпочитает спектакли о любви, другим интересна военная история. Все это необходимо учитывать, чтобы зрителей стало больше. Дать зрителям возможность выбора — в этом, на мой взгляд, заключается успешная работа театра.
— Значит, одна из ваших задач на текущий год — привлечение как можно большего количества людей к театральному искусству?
— Да, я хочу, чтобы в наш театр ходили все. Конечно, сложнее всего заинтересовать подростков, их в зрительном зале не хватает. Необходимо найти то, что объединит ребят с нами, подобрать интересный и актуальный материал. Подросток всегда говорит на особенном языке, и наша задача — понять его. Я ведь не только художественный руководитель национального театра, но и педагог в Витебском государственном колледже культуры и искусств. Работая с будущими актерами, вижу, что у многих ребят уже горят глаза: они с интересом слушают лекции, ходят на спектакли, учатся у старших товарищей. Понять, что хочет подросток, можно только через общение и анализ отношений с ним, его восприятия мира.
— Какой репертуар нравится вам?
— Мне ближе произведения, в которых присутствует психологизм, исследуется психология человеческих отношений. Именно поэтому в моем портфолио есть постановка «Сотников» по одноименной повести Василя Быкова. Как мне кажется, удалось сохранить глубину этого произведения, сделав его максимально понятным и доступным для зрителя. Основной задачей при адаптации повести было не потерять психологизм героев, показать муки выбора и сложность принятия решений через актерскую игру. Постановка вызывала у зрителей самые разные эмоции: ужас, сострадание, боль. И все это благодаря профессиональному актерскому составу. В ближайшее время планируем еще раз показать «Сотникова» на Коласовской сцене.
— Есть ли в мире театра тот, чье творчество вас вдохновляет?
— Литовский театральный режиссер Эймунтас Някрошюс. Он поставил спектакли по известным произведениям «Макбет» и «Отелло» Уильяма Шекспира, «Фауст» Иоганна Гёте, «Идиот» Фёдора Достоевского, «Божественная комедия» по поэме Данте и многим другим. В истории театрального искусства он — личность фундаментальная.
— Сезон коласовцы традиционно открывали «Несцеркам» Вольского. Но в иные годы театр отступал от заведенной традиции. Вот и ныне первым выйдет на сцену «Гамлет». Почему все-таки решили сделать выбор в пользу истории принца Датского? И будет ли место в осенней афише театра знаковому спектаклю «Несцерка»?
— «Гамлет» для Витебска — это событие. Спектакль родился в творческой лаборатории профессора ГИТИСа, заслуженного деятеля искусств России Александра Александровича Бармака, который задействовал актеров нашего театра. Премьеру посмотрела фестивальная публика на «Славянском базаре», и постановка стала событием. А теперь хотим, чтобы спектакль стал и событием нового сезона. «Несцерка» — визитная карточка Коласовского театра. Просто сейчас частично обновляется актерский состав спектакля. Это требует времени. Но «Несцерка» остается в афише НАДТ имени Якуба Коласа.
Визитная карточка
Константин Гончаров родом из Витебска, 27 октября ему исполнится 37 лет. В юности принимал участие в городском конкурсе «Школьный театр», организатором которого является драмтеатр имени Якуба Коласа.
Окончил Витебское государственное училище искусств в 2008 году, а в 2016-м — Белорусский государственный университет культуры и искусств.
С 2022 года работает в Витебском государственном колледже культуры и искусств преподавателем цикловой комиссии режиссуры и актерского мастерства. В прошлом театральном сезоне Константин Гончаров поставил спектакли «Выбор» по пьесе Алексея Дударева и «Сотников» по одноименной повести Василя Быкова.
В Национальном академическом драматическом театре имени Якуба Коласа работает с 5 сентября этого года.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.