К 105-летию творческого объединения «УНОВИС» в Витебске пройдет фестиваль авангарда #СупремStorm ночь

logo
Пятница, 14.02.2025 17:40 | Рубрика: Культура
01504
14 февраля / «Витьбичи» / Никита Яблоков /. К 105-летию творческого объединения «УНОВИС» в Витебске пройдет фестиваль авангарда #СупремStorm ночь. Любителей новаторского искусства ожидает яркая программа: сражения художников, перформансы, выставки, спектакли и кинолекторий. А окунуться в атмосферу творчества можно будет 28 февраля в концертном зале «Витебск». Начало в 17.00.


«Черный как знак экономии, красный как сигнал революции и белый как чистое действие» – именно в таком значении эти цвета стали символами творческого объединения «УНОВИС» («Утвердители нового искусства»), созданного небольшой группой художников в феврале далекого 1920 года в Витебске. Город на Двине стремился стать центром мирового авангарда. И пусть задуманной утопии не суждено было сбыться, спустя 105 лет провозглашенные новаторами той эпохи идеи воплощают в жизнь современные творцы.

У истоков... 

История УНОВИСа фактически началась в Витебске не в 1920 году, а на два года раньше, когда художник и уполномоченный по делам искусств Витебской губернии Марк Шагал, хорошо знакомый с выдающимися мастерами той эпохи – Пикассо, Модильяни, Браком, решил сделать свой родной город центром художественной жизни. Так, в январе 1919-го было создано Витебское народное художественное училище. 

Единственный известный экземпляр (оригинал) устава творческого объединения «УНОВИС» хранится в фондах Государственного архива Витебской области.

В двухэтажном особняке банкира Израиля Вишняка разместили мастерские живописи, скульптуры, архитектуры, печати и графики, прикладных искусств. Витебская художественная школа формировалась Марком Шагалом как свободная площадка для реализации разных направлений в искусстве. Обучение было бесплатным, преподаватели приглашались из Москвы и Петрограда. Будучи директором училища, в мае 1919 года Марк Шагал «вербует» на работу архитектора, художника Лазаря (Эль) Лисицкого, который затем, спустя несколько месяцев, привозит в город на Двине Казимира Малевича. Именно автор «Черного квадрата» разработал новое направление в авангарде – супрематизм (от лат. supremus – «наивысший»), которое сам же и считал наивысшим этапом трансформации нового искусства. 

МОЛПОСНОВИС, ПОСНОВИС, УНОВИС 

Казимир Малевич начал преподавать в Витебске в ноябре 1919-го, а уже в январе 1920 года в стенах училища появилось первое творческое объединение – «МОЛПОСНОВИС», что означало «Молодые последователи нового искусства». Спустя несколько дней, когда к группе молодых художников присоединились и педагоги, коллектив сменил название на «ПОСНОВИС» – «Последователи нового искусства». А уже 6 февраля в витебском Латышском клубе новоиспеченные супрематисты представили футуристическую оперу «Победа над Солнцем» и «Супрематический балет». По мнению исследователей, это событие стало переломным моментом в истории училища. 


Процесс преобразований завершился 14 февраля. В этот исторический для мирового искусства день было создано объединение «УНОВИС», которое провозгласило «ниспровержение старого мира искусств». Его участниками стали Эль Лисицкий, Давид Якерсон, Лазарь Хидекель, Илья Чашник, Николай Суетин, Лев Юдин, Вера Ермолаева, Нина Коган, Евгения Магарил. Эмблемой группы стал «Черный квадрат», который члены объединения носили на рукаве. У организации также был свой устав и печать, которая, кстати, тоже имела форму квадрата. Интересный факт: в апреле 1920 года у Казимира Малевича родилась дочь, которую он назвал Уной в честь УНОВИСа. 

Супрематическая поэма Малевича 

Казимир Малевич считал, что традиционное искусство и его формы устарели. Время «зеленого мира плоти и костей» ушло, настал час «нового экономического порядка», который кардинально менял и само искусство. Причину таких радикальных перемен Малевич видел в сдвиге человеческого сознания, вызванном появлением «новых организмов» – машин, которые и стали катализатором социальных преобразований. Когда экономика совершает такой скачок, меняется и роль художника: он больше не просто живописец, а изобретатель, «технический творец». 

Также в основу идеологии УНОВИСа была положена идея коллективного творчества: совместная работа по супрематическому оформлению городской среды. На выставках работы группы экспонировались без указания авторства. Новые веяния быстро нашли отклик в сердцах молодых людей. Перед участниками объединения стояла задача не просто создавать произведения искусства, а делать их максимально полезными для общества. В 1919–1920 годах художникам училища было поручено оформить город к новым, революционным праздникам. И этот проект смело можно назвать дебютом новаторского объединения. К торжественным мероприятиям были созданы супрематические вывески, разработаны плакаты, пошиты знамена, декорированы фасады зданий и транспорт. 

И пусть последователи Казимира Малевича не были первыми в реализации этой идеи (двумя годами ранее Марк Шагал вместе со всем училищем занимался оформлением города к революционным торжествам), эффект их инсталляции произвел на общественность большее впечатление. Также было сделано праздничное оформление витебского театра для торжественного заседания делегатов и рабочих городского комитета по борьбе с безработицей и украшение города к 1 Мая 1920 года. 

Конец утопии 

После отъезда Марка Шагала в июне 1920 года пост директора Витебского художественного училища заняла Вера Ермолаева. Она входила в состав УНОВИСа и была секретарем творческого комитета. Под ее руководством студенты посетили Москву, где приняли участие в Первой Всероссийской конференции учащих и учащихся искусству. Конференция сыграла важную роль в формировании организации «УНОВИС» и стала отправной точкой для создания филиалов «Утвердителей нового искусства» в Москве, Смоленске, Оренбурге и других городах. 


В октябре того же года прошла конференция в Смоленске, в которой также участвовали представители УНОВИСа. С наступлением 1921 года история витебского УНОВИСа начинает обратный отсчет. В стране была провозглашена новая экономическая политика, и для учреждений культуры наступили мрачные времена. Сам Казимир Малевич писал о том, что финансовое положение училища было трудным. Более того, к власти пришли представители антиавангарда, что еще больше усугубило ситуацию «Партии супрематистов» Малевича. 

В 1922 году художник вместе с учениками уехал в Петроград – город, ставший творческим ядром витебского УНОВИСа. Там они стали частью коллектива ГИНХУКа – Института художественной культуры, который основал и возглавил Казимир Малевич. Последний раз группа УНОВИСа как единый коллектив выступила на Выставке картин петроградских художников всех направлений в 1923 году. 

По следам супрематистов 

2025-й для УНОВИСа юбилейный, а значит, витебчанам стоит ожидать массу культурных мероприятий, приуроченных к этой знаменательной дате. В Художественном музее Витебска работает экспозиция «Художники – глаза вселенной». Выставочный проект включает в себя более 180 работ. Картины написаны акрилом на холсте, маслом на фанере. Есть и скульптурные арт-объекты из пластика, а также образцы фигуративного супрематизма. Условно выставку можно разделить на два блока: картины ярких представителей русского авангарда Владимира Стерлигова и Геннадия Зубкова с тридцатилетней историей и работы их учеников, написанные в 2024 году. 

Объединяет произведения тема черного квадрата, которая угадывается во всех произведениях. Также в рамках празднования 105-летия УНОВИСа состоялся «круглый стол». Музейные работники, педагоги, художники, искусствоведы из Витебска и Санкт-Петербурга вспомнили ключевые моменты в истории супрематизма. Поговорили о зарождении нового направления в искусстве, педагогической системе Казимира Малевича и вспомнили самых ярких представителей русского авангарда – Владимира Стерлигова и Геннадия Зубкова. Они основали свои школы в культурной столице России, где передали знания ученикам. 

Как отметил ученый секретарь Витебского краеведческого музея Валерий Шишанов, искусство авангарда сохраняется и в городе на Двине. Художественно-графический факультет Витебского государственного университета имени П. М. Машерова и кафедра дизайна технологического университета продолжают традиции УНОВИСа. Сегодня ознакомиться с творчеством авангардистов можно не только посещая музеи. Да, речь идет об одном из самых красивых мест Витебска – улице Марка Шагала. На ее углу находится дом, возле которого в 1992 году члены витебского творческого объединения «Квадрат» (его смело можно назвать продолжением УНОВИСа, ведь у этих новаторских движений много общего) провели акцию «Стена Малевича». 


Здание было расписано по эскизу художника «Смерть обоям», и на протяжении всей истории Витебска роспись обновлялась три раза. На улице расположены также несколько домов с композициями Supremus 58 «Желтое и черное», Supremus 55 «Капля» и «Супрематическая живопись. Летящий аэроплан». Рядом с ними, во дворах, нанесены строки, написанные Марком Шагалом. Нельзя не упомянуть и дом с композицией «УНОВИС». Эта роспись – воспроизведение обложки первого альманаха творческого объединения, выпущенного в пяти экземплярах в 1920 году. В нем были статьи, манифесты и рисунки участников УНОВИСа. Сохранилось два экземпляра: один – в частной коллекции, другой – в отделе рукописей Третьяковской галереи. Факсимильная копия находится в экспозиции Музея истории Витебского народного художественного училища. 

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Никита ЯБЛОКОВ. Фото Олега КЛИМОВИЧА.