Николай Мартынов: готовим экспертные предложения, которые позволят в 3–4 раза увеличить объемы производства обуви

logo
Четверг, 20.04.2023 10:55 | Рубрика: Экономика
02659
Создать условия для увеличения выпуска обуви, сохранения кадрового потенциала и отраслевых компетенций — такую задачу ставит перед собой Ассоциация предприятий легкой промышленности, одним из учредителей и бессменным руководителем которой является известный витебский бизнесмен Николай Мартынов.


Полгода назад основатель обувного холдинга «Марко» передал бразды оперативного управления бизнесом сыну Павлу. Отойдя на второй план, Николай Мартынов сосредоточился на стратегических вопросах развития предприятия и совершенствования условий работы отечественного легпрома в целом. Для отраслевого лоббирования в 2021 году создана Ассоциация предприятий легкой промышленности во главе с витебским бизнесменом. В начале 2023-го он переизбран на должность председателя правления саморегулирующейся организации.

В многочисленных интервью Николай Мартынов почти не касался деятельности ассоциации (может, потому, что журналисты не задавали таких вопросов). «Витьбичи» первыми решили восполнить этот пробел.

Консолидация

По словам Николая Мартынова, сегодня основные усилия участников ассоциации (это представители крупного частного бизнеса) сосредоточены на выполнении поручения Президента Беларуси по развитию кожевенно-обувного производства. Стоит задача на примере этих двух отраслей отработать модельные условия деятельности, которые позволят обувным предприятиям нарастить выпуск обуви. А заодно апробировать организационные новации, чтобы впоследствии распространить их на другие отрасли легкой промышленности, в частности швейную и текстильную.

— Во времена Советского Союза на территории Беларуси выпускалось более 40 миллионов пар обуви. Под такие мощности были созданы сопутствующие производства, например, кожевенный комбинат в Гатово под Минском. Так что сегодня стоит задача по максимуму использовать наш потенциал, — подчеркнул Николай Мартынов. — Исходя их этих аспектов, готовим экспертные предложения, реализация которых, по нашей оценке, позволит в 3–4 раза увеличить объемы производства обуви. Заодно подтянуть и смежные предприятия — по переработке кож, выпуску фурнитуры, подошв и других комплектующих. Кстати, развивать эти направления по силам представителям малого бизнеса, которые получат гарантированный спрос со стороны крупных обувных производителей.

Это потребует принятия соответствующих нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования на кожевенное сырье и ряд других направлений по всей производственной цепочке, включая животноводство.

— В ассоциацию входят мясокомбинаты, поэтому есть предложения по улучшению работы сельхозорганизаций. В этом также заинтересованы производители обуви: от правильного питания и содержания животных напрямую зависит и качество вырабатываемого кожевенного сырья. Еще важно помнить, что в легкой промышленности велика доля ручного труда. Так что решение отраслевых вопросов будет способствовать не только сохранению кадрового потенциала и компетенций, но и благоприятно скажется на региональных рынках труда, — уверен Николай Мартынов. — Если нам удастся задуманное воплотить в жизнь при поддержке правительства, то сможем восстановить позиции обувной отрасли, а главное — делать правильный продукт с нулевого цикла до финишных операций.

Для этого и создавалась ассоциация — объединение предприятий в таком формате дает возможность вырабатывать консолидированную позицию по направлениям развития отрасли и в целом влиять на формирование государственной политики в сфере легпрома.

Экономический интерес

Консолидация усилий позволяет производителям через отстаивание общих интересов решать и конкретные вопросы. Для отрасли в целом актуальна проблема импортозамещения комплектующих изделий. По мнению Николая Мартынова, в этом аспекте можно использовать потенциал химической промышленности.

— Около 40 процентов обуви производится с полиуретановой подошвой, а это продукт химического производства, который ранее завозили, в частности, из Германии и ряда других стран. Сейчас ищем поставщиков на дружественных рынках, — пояснил председатель правления ассоциации.

В условиях санкционного давления «Марко» пришлось перестраивать логистику поставок оборудования и сырья под реализацию инвестиционных проектов. Так, на УП «Витебский меховой комбинат» близится к завершению создание мощностей по переработке кожевенных полуфабрикатов (вет-блю, краст) и производства кожтоваров. Сейчас решаются вопросы финансового обеспечения проекта, уже завезли новые станки и механизмы, необходимые для выпуска артикулов кожтоваров для обуви, одежды и кожгалантерейной продукции. Параллельно прорабатывается обеспечение нового участка сырьем, которое планируется закупать у отечественных и узбекских поставщиков.

Массированное экономическое давление, на фоне которого приходится работать белорусским производителям, делает особо актуальными вопросы повышения эффективности управления. Для этого на «Марко» приступили к цифровой трансформации производства, подготовка к которой завершилась в 2022 году. Преобразование проводится с помощью российского IT-продукта.

— Оцифровывать будем все производственные процессы от поставок сырья до конечной стадии производства изделий и организации складского хозяйства. По предварительной оценке, на это уйдет около двух лет. В результате рассчитываем выйти на более эффективное использование внутреннего потенциала холдинга, — отметил Николай Мартынов.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Сергей КОЧЕТОВ. Фото автора.