© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.
Декабрьскую декаду классического искусства завершил концерт Государственного камерного оркестра Беларуси под управлением заслуженного артиста России Евгения Бушкова. Коллектив, которому аплодировали в Италии, Норвегии, США, Словении и других странах, для фестиваля подготовил уникальную программу. В Витебске прозвучала мистерия белорусского композитора Константина Яськова «Кросны Макоши». По словам дирижера, произведение написано в условиях первого в истории современной белорусской музыки сотрудничества оркестра с композитором, что называется composer-in-residence. «Замечательный цикл из 12 пьес, который можно назвать своего рода белорусскими «Временами года», в нем богатое симфоническое звучание сочетается с народным голосом Эвелины Щедриной, поющей песни разных регионов Беларуси, отражающие разные поры года», — поделился Евгений Бушков.
Фестивальная публика оценила премьеру по достоинству, как и выступление оркестра в концерте с лауреатом международных конкурсов молодым французским скрипачом Франсуа Пино-Бенуа. Потомок известнейшей русской династии Бенуа приезжал учиться в Петербург, выступал в городе предков нынешним летом на фестивале «Дворцы Петербурга», где был услышан сыном выдающегося музыковеда, чье имя носит фестиваль в Витебске, Дмитрием Соллертинским. С его легкой руки и состоялся дебют оркестра Евгения Бушкова и легендарной скрипки «Женева», на которой играет французский скрипач, в Витебске, на родине Ивана Соллертинского. Франсуа хорошо говорит по-русски, рассказал, что в семье сохраняется этот язык общения. На вопрос об истории скрипки исполнитель-виртуоз ответил:
— Старинный инструмент «Женева» достался мне от сына легендарного скрипача Люсьена Дюрозуара, эта скрипка спасла ему жизнь во время Первой мировой войны. Благодаря ее чудесному звучанию он по распоряжению знакомого генерала служил не на передовой, а играл в квартете в тылу…
Юбилейный фестиваль преподнес немало подарков. У Витебска была редкая возможность услышать игру одного из самых востребованных пианистов в мире, обладателя звания Steinway Artist Бориса Березовского.
Форум классической музыки также познакомил с новыми жанрами в искусстве и редкими музыкальными инструментами. Лауреат международных конкурсов Гайк Казазян, шесть лет назад игравший в витебской филармонии на скрипке Антонио Страдивари, на этот раз предоставил возможность оценить звучание инструмента итальянского мастера XVIII Николо Галиано.
Смелым шагом навстречу новым жанрам стал театрально-музыкальный проект «Из жизни насекомых» — спектакль по 14 стихотворениям русского поэта Николая Олейникова, которые вдохновили композитора Валерия Воронова на создание цикла для голоса, скрипки, рояля и терменвокса. Этот инструмент, изобретенный сто лет назад, впервые прозвучал на фестивале.
Для Витебска как всегда оригинальную программу подготовил ансамбль солистов «Классик-Авангард» под руководством заслуженного деятеля искусств Беларуси Владимира Байдова. В 2018-м мир отметил 100-летие окончания Первой мировой войны. На этот раз инструментальный коллектив для концерта «Мгновение и вечность. Воспоминания об ушедшей эпохе» выбрал мелодии, звучавшие в период между двумя страшными войнами, в 1920--30-е годы, — вальсы, фокстроты, танго...
«Людей, которые продлевают жизнь форумам камерной музыки, я отношу к героям. На таких фестивалях много денег не заработаешь, они больше для души…», — отозвался об организаторах фестиваля имени И.И. Соллертинского Дмитрий Соллертинский. Фестиваль кроме всего остается большой площадкой для изучения истории музыки, наследия Ивана Соллертинского. В этом году состоялись ХХ международные научные чтения.© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.