Валентина Заяц: «Надо делать только добро. А зачем жить иначе?»

logo
Пятница, 06.10.2017 17:36 | Рубрика: Официально
017984

Депутат областного Совета по Строительному округу №57 директор Витебского государственного медицинского колледжа Валентина Заяц всегда была и остается человеком публичным, очень ответственно относящимся к должностным обязанностям и общественным нагрузкам. И в роли народного избранника Валентина Ивановна активна и неутомима, потому и идут к ней на прием люди не только в установленные часы, но и по месту работы.

Не успела она после сложной вступительной кампании, решения всех связанных с началом учебного года организационных вопросов взять, наконец, отпуск, как секретарь колледжа уже зафиксировала просьбы о приеме двух избирателей. Придется им чуточку подождать ее возвращения в Витебск. Чем удается помочь людям, какие результаты депутатской деятельности за три с лишним года работы в Совете? Об этом мы говорили при встрече.

— Валентина Ивановна, был ли у вас необходимый опыт работы до избрания в облсовет депутатов?

— Такого рода общественная нагрузка стала новой, депутатом прежде не избиралась, хотя не скажу, что до этого не имела представительского опыта. Членство в молодые годы в райкоме, бюро обкома комсомола, участие в работе съезда молодежной организации не прошли даром. Окончила в 1978 году Витебский мединститут, была ленинским стипендиатом. Меня распределили в клиническую ординатуру, но уже через три месяца на конференции избрали секретарем вузовской комсомольской организации. Параллельно училась в ординатуре по терапии и работала в комсомоле. В 1982 году уехала в Москву в аспирантуру по патофизиологии. Вернувшись в Витебск через два года, плотно занималась написанием кандидатской диссертации, вскоре ее защитила. Работала в родном вузе ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, успевая на полставки еще трудиться в поликлинике, в течение семи лет была проректором по воспитательной работе. Словом, вся трудовая жизнь прошла в ВГМУ, а преподавательский опыт общения с большой аудиторией для депутатской деятельности очень ценен. А затем обстоятельства сложились так, что довелось, уже имея право по возрасту на заслуженный отдых, возглавить медицинский колледж. И по новой впряглась в работу. И основную, и депутатскую.

— Чем примечателен ваш округ?

— На его территории пять учреждений образования, чьи проблемы мне наиболее близки и понятны, поликлиника №3, предприятие «Витязь», так что проблем хватает, только вникай.

— Как вы строите свою работу?

— Должна повториться, что это общественная нагрузка, депутаты имеют право отвлекаться на нее в основное рабочее время только для участия в работе сессий и заседаний постоянных комиссий Совета. Кстати, я являюсь членом комиссии по бюджетной политике и очень хорошо знаю, в каких дискуссиях приходится распределять по статьям бюджета средства, чтобы исправно функ­ционировала бюджетная сфера и что-то еще доставалось в качестве инвестиций реальному сектору. А приемы граждан провожу после работы, задерживаясь вечером, иной раз надо встретиться с человеком, если проблема непростая, и в выходной день.

— С какими вопросами обращаются к депутату люди? Приносит ли это удовлетворение?

— Они бывают и мелкие, бытовые, и очень сложные, в которых затрагивается судьба человека. Если удается помочь, испытываешь огромное удовле­творение. Если нет, беспокоишься, ведь люди ожидали, на тебя надеялись, и, как правило, человеку уже некуда больше идти, дело уперлось или в букву закона, что не перешагнешь, или в интересы других людей, что тоже надо учитывать. Например, постоянно возникают проблемы с парковками возле домов. Одни круглые сутки держат под окнами машины, забыв, что для этого есть платные стоянки и гаражи, а другой не может остановиться поблизости от подъезда на час, чтобы выгрузить привезенные с дачи овощи. Какого арбитра тут привлечь, чтобы соблюсти интересы двух сторон? Или с детскими площадками во дворах, где летом школьники допоздна играют в футбол, шумят, выплескивают эмоции. А старикам это мешает, потому что они раньше других ложатся спать. Но мы не можем вынести такие площадки куда-то за пределы. Наши дети и так мало бывают на улице, это благо, если их увлекут подвижные игры. Разъясняю, говорю с людьми, стараемся найти компромисс, призвав и родителей больше контролировать своих чад.

Наверное, потому, что я работаю в медколледже, много поступает обращений по работе здравоохранения. Вникаю, где могу, помогаю. Как-то выезжала на кладбище в Мазурино, чтобы на месте с директором отрегулировать вопросы уборки и вывоза мусора. Думаю, что хотя бы временный эффект был. Так же и по работе ЖКХ. Ни одну из жалоб без внимания не оставляю. Когда удается помочь даже в каком-то мелком деле, очень приятно слышать в адрес депутата людскую благодарность.

При обращении в Госавтоинспекцию по поводу обозначения безопасного перехода для учащихся гимназии №9 все было решено без проволочек. Вообще с учреждениями образования своего округа контактирую регулярно. При встречах с педагогами обсуждали грядущие нововведения в Кодекс об образовании, я все прозвучавшие предложения обобщила и передала в Министерство образования.

— Валентина Ивановна, а были ли такие обращения, по которым результата добиться не удалось?

— Да, к сожалению. Например, так и не получилось урегулировать внутренние проблемы одного гаражного кооператива, по работе которого было коллективное обращение с 53 подписями. Деятельность таких самоуправляемых организаций регулируется решениями общего собрания, а не законодательством. И вся загвоздка в том, что собрать его при наличии 500 членов невозможно. Меньшинство хочет навести порядок, а большинству до этого нет дела.

Еще момент. На улице Петруся Бровки дома находятся в низине, там периодически затапливаются подвалы. Никакие полумеры не помогают, надо делать нормальную дренажную систему, а это немалые деньги.

Пока не теряю надежды помочь отработавшему 35 лет каменщиком избирателю в получении льготной пенсии. Он потерял здоровье, был на третьей группе инвалидности, а когда ее сняли, получает мизерное пособие по безработице, до пенсии по возрасту еще около двух лет. Как человеку жить? Ходила с ним на консультацию в област­ной комитет по труду, занятости и социальной защите. Там разъяснили, что на основании имеющихся записей в трудовой книжке отказали обоснованно. Есть вариант попытаться с помощью людей, с которыми он когда-то работал, подтвердить недостающий стаж свидетельскими показаниями в суде. Человек долго искал такого коллегу, нашел. Так что, хочу верить, не все еще потеряно.

— Знаю, что с такой же скрупулезностью вы, основательно поработав в архивах, смогли на десятилетия «углубить» историю возглавляемого учреждения...

— Да, это моя страсть с детства — любовь к истории, к документам времени, то, как преломлялись сквозь его испытания человеческие судьбы. Мои родители, а папа прошел войну, прививали своим троим детям истинную любовь к Родине, учили пониманию историче­ской памяти. Да и детство прошло в легендарных местах, это деревня Усакино Кличевского района, где в годы оккупации находился Могилевский подпольный обком партии. Бываю на малой родине, берегу родительский дом и память обо всем, что с ним связано.

Так вот, об истории подготовки медицинских кадров. Всегда задавалась во­просом, почему, например, Могилев до революции имел фельдшерскую школу, а у нас разве было иначе? Провели исследования и в несколько этапов нашли документы, подтверждающие, что первая фельдшерская школа в Витебске была открыта еще 15 ноября 1871 года. Так что нам скоро исполнится 146 лет. Историю надо было сделать доступной для всех, поэтому мы открыли историческую аллею, оформив 21 стенд с документами и фотографиями об этапах большого пути. Они размещены на трех этажах нашего учебного корпуса, также думаем о создании музея.

— В чем значимость этой даты и необходимость всей проведенной работы?

— Считаю, что это способствует повышению престижа учреждения образования, это один из очень важных методов воспитания молодежи. Учиться в заведении с такими традициями и за­слугами в подготовке медицинских кадров среднего звена, а до открытия в 1936 году института одно время медтехникум выпускал фельдшеров с высшим образованием, которые выполняли и все врачебные манипуляции, почетно. Думаю, что еще как следует не оценен вклад нашего учреждения в результаты практического здравоохранения. Мне, к сожалению, за годы работы в областном Совете не удалось воплотить идею строительства для колледжа с такой историей своего отдельного типового здания, ведь все эти годы ютились в приспособленных. Но и здесь надежду не теряю, думаю, что со временем найдутся финансы и для этого важного проекта.

— Но недавнее награждение коллектива медколледжа Почетной грамотой Национального собрания, а вас лично — Почетной грамотой Совета Минист­ров уже говорит о том, что труды замечены.

— Да, конечно. Не люблю хвастаться, всегда говорю о том, что мы лишь продолжаем традиции предшественников и в меру сил стараемся увеличить вес их достижений. Тем не менее за пять последних лет удалось сделать многое. Сначала мы завершили долгострой — ввели отремонтированное общежитие, и наши учащиеся перестали ютиться в общежитиях других ссузов. Теперь ведем воспитательный процесс на должном уровне.

Потом, ощущая веяние времени насчет сокращения набора для подготовки специалистов (в республике 16 медколледжей и три из них — на Витебщине), взялись за открытие новых специальностей, чтобы иметь возможность развиваться. Уже выпус­тили первый набор фармацевтов. В осуществлении этого проекта помогли областное управ­ление здравоохранения в лице Юрия Николаевича Деркача, и област­ного предприятия «Фармация», которое помогло создать материально-техниче­скую базу. Практика показала, что эта специальность востребована. В прошлом году мы открыли переподготовку медицинских сестер (анестезисток и операционных), чтобы нашим людям не приходилось в течение трех месяцев отрываться от семей на учебу в других городах. На будущий год запланировали добавить еще две специальности — переподготовку медицинских сестер по лечебному массажу и физиотерапии и повышение квалификации по фармации. Это дает возможность при сокращении на год срока обучения по трем из пяти наших специальностей загружать работой коллектив, сохранять кадры.

В планах завершение ремонта и перепрофилирования пристройки к общежитию под студенческое кафе, обустройство нескольких комнат для проживания повышающих квалификацию. Останавливаться не приходится ни на минуту.

— Валентина Ивановна, как вы строите отношения с людьми: учащимися, сотрудниками, как поступаете в конфликтных ситуациях?

— Я люблю много работать сама и ценю это в людях, замечаю вклад каждого. Привыкла подчиненным доверять, не из тех, кто поддерживает дисциплину только с помощью ежовых рукавиц. При всей занятости административной работой, да и депутатская требует времени, стараюсь сама вести занятия, чтобы чувствовать обстановку изнутри, получать живую связь с учащимися. Многие ведь еще несовершеннолетние, ответственность особая. И ящик висит на первом этаже для их записок с жалобами, предложениями, а ключ от него только у директора. Убеждена, что молодежь у нас хорошая, в определенных моментах суперразвитая, но и работать с ней надо много.

Что касается конфликтных моментов. Кричащего, возбужденного собеседника обезоруживаю тем, что начинаю говорить с ним голосом на два тона тише. И через несколько фраз он вынужден «понизить градус», а здесь уже для доказывания правоты нужны не эмоции, а аргументы. Их чаще всего не находится. Вообще я убеждена, что очень многие большие и малые проблемы нашего общества могут быть решены при умении договариваться, думать не только о себе. Я не раз сталкивалась с тем, что, если человеку девять раз сделаешь добро, а на десятый так не получится, просто возможности нет, он все предыдущее перечеркивает. Но, заметив такую реакцию и испытав чувство досады, я остаюсь в уверенности, что делать надо только добро. А зачем жить иначе?

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Вера МУРАШКИНА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.