Почему буксует раздельный сбор мусора: кто в ответе — коммунальщики или сами люди?

logo
Четверг, 14.04.2022 09:02 | Рубрика: Общество
02789

Вывоз бытовых отходов с контейнерных площадок, от мусорокамер многоэтажных домов — ежедневная забота государственного предприятия «Спецавтобаза г. Витебска». Особенно много работы у его сотрудников во время месячника по озеленению, санитарной очистке и благоустройству. В это время население стремится избавиться от накопившегося за зиму хлама, под растаявшим снегом обнаруживаются его залежи близ контейнерных площадок, в частном секторе, еще одна беда — несанкционированные свалки.

Согласно техническому кодексу установившейся практики контейнерные площадки должны быть защищены с трех сторон ограждением выше контейнеров, иметь твердое основание. Этому стандарту соответствует абсолютное большинство площадок. Количество контейнеров и периодичность вывоза мусора рассчитывают по формуле, исходя из числа зарегистрированных жильцов в многоэтажных домах, для которых предназначена площадка, и утвержденного норматива образования отходов.

Фактически проживающих в домах может оказаться намного больше, чем зарегистрированных. Например, в доме № 100 по улице Ленинградской зарегистрировано немногим больше 30 человек. Но судя по загруженности площадки, людей в действительности там проживает значительно больше. Кроме того, многие жильцы занимаются строительно­отделочными работами, выносят на площадку в том числе строительный мусор. Строгое соблюдение графика забора мусора не спасает площадку от захламленности, мусорные баки все время переполнены, жалобы — явление постоянное, и дополнительные рейсы спецавтотранс­ порта Спецавтобаза вынуждена организовывать себе в убыток.

Это один из ответов на вопрос, почему контейнерные площадки нередко перегружены. Есть и другие причины: кад­ровые вопросы, эпидемиологическая ситуация. В настоящее время на линию ежедневно выходит более 60 машин, что позволяет городу своевременно избавляться от мусора. На вывозе крупногабаритных отходов заняты погрузчики и самосвалы.

— Этот транспорт мы постоянно отвлекаем на уборку несанкционированных свалок, — рассказывает главный инженер Спецавтобазы Илья Мисник. — Во время рейдов их выявлено более 60, около 20 уже убрано, остальные ждут своей очереди. Такие свалки чаще всего образуются оттого, что кто­то после ремонта не вывез строительные отходы на полигон, а выбросил их в канаву, овраг, перелесок. Так же случается после генеральной уборки в жилище или гараже.

Согласно нормативам образования твердых коммунальных отходов установлено, что за год от одного человека должны вывозить 1,81 кубометра ТКО для проживающих в многоэтажных домах или 2 кубометра ТКО для прожива­ющих в частном домовладении. Норматив образования крупногабаритных отходов (например, старая мебель) составляет 0,14 кубометра. Спецавтобаза не должна вывозить бесплатно строительные и растительные отходы. Как правило, последние образуются в частном секторе. Зачем заполнять ими контейнеры, если можно устроить компостную яму, а, скажем, обрезанные сучья плодовых деревьев сжечь на участке? Строительные отходы (кирпичи, штукатурку, блоки и другое) следует вывозить на полигон ТКО за отдельную плату. Спецавтобаза не обязана забирать также шины, аккумуляторы. Но мало кто правильно утилизирует все это — и контейнеры зачастую забиты тем, чего в них быть не должно, а твердые коммунальные отходы жильцы вынуждены оставлять в пакетах прямо на земле. Интерес к ним проявляют птицы и собаки — и мы имеем замусоренную округу. К слову, подметать и обкашивать площадки по договору между Спецавтобазой и ЖРЭТом города Витебска должны рабочие комплексной уборки домовладений ЖЭУ. И где к этой процедуре подходят ответственно, там и порядок, например, на улице Чкалова, 12.

В Беларуси разработана Национальная стратегия для поэтапного перехода на сбор ТКО и вторичных материальных ресурсов. Витебск присоединился к реализации ее программ путем поэтапного заваривания мусоропроводов. Спец­автобаза занялась устройством контейнерных площадок вблизи много­
этажек, в которых планируется заварить мусоропроводы.

— Пусть маленькими шагами, но нам нужно двигаться в направлении ликвидации мусоропроводов, — убежден Илья Мисник. — Это гарантирует чис­
тоту, отсутствие насекомых и грызунов, а также дурного запаха в подъездах. А главное — это необходимо для раздельного сбора мусора, дальнейшего извлечения пользы из вторичных материальных ресурсов. Важность таких простых действий хорошо понимают дети, и сегодня именно представители подрастающего поколения способны пристыдить взрослых, которые не сор­тируют мусор.

С введением в прошлом году в эксп­луатацию в Витебске мусоросортировочного завода сдача нашим городом вторичных материальных ресурсов увеличилась в разы. Благодаря этому область выполнила государственный заказ по заготовке макулатуры и планы по сбору пластика и стекла.

В определенной степени этому поспособствовало то, что оператор ВМР оснастил 9293 домовладения (более 50 процентов) в секторе жилой индивидуальной застройки контейнерами объемом 120–240 литров для раздельного сбора ТКО и ВМР. 1807 контейнеров для сбора стекла и пластика установлено в городе. Содержимое контейнеров для общего мусора и ВМР вывозит разный транспорт.

На текущий год запланированы реконструкция с расширением площадок для установки дополнительных контейнеров и устройство 16 новых контейнерных площадок. Все они будут закрыты с четырех сторон, иметь крышу, отсек для сбора крупногабаритного мусора, словом, современные и симпатичные.

В рамках месячника по благоустройству Спецавтобаза по талонам с отметкой администраций районов города уполномочена принимать на полигон ТКО смет и растительные отходы. Это кроме того, что убирают предприятия жилищно­коммунальной сферы в процессе своей основной деятельности. Его объем каждый год примерно одинаков, например, в прошлом году за время месячника из Витебска было вывезено более 25 тысяч кубометров отходов. Для наглядности: это более 3,5 тысячи тракторных прицепов.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Светлана ЯКОВЛЕВА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.