5 декабря / "Витьбичи" / Светлана Любочка /. В кругу любимой семьи отметила свой столетний юбилей жительница деревни Сосновка Витебского района Евгения Гнилицкая. Со столь весомой жизненной вехой ее поздравили представители Новкинского сельисполкома, районной ветеранской организации и районного ТЦСОНа.
Несмотря на почтенный возраст Евгения Васильевна еще достаточно активна и бодра. В прошедший теплый сезон она вовсю занималась огородом. Самостоятельно высеивала помидорную рассаду, а затем высаживала ее в теплицу. Выращивала и цветы в палисаднике. Все собранные семена по традиции рассортировала и подписала пакетики. В специальную тетрадь зафиксировала сроки посева рассады и сбора урожая, чтобы затем сравнить эти данные. С наступлением холодов все больше читает и смотрит телевизор. Особенно обожает передачу «Жить здорово».
Евгении Васильевне есть о чем рассказать и что вспомнить. Родилась она на Лепельщине в семье сельского фельдшера. Отцу ее довелось пройти фронты нескольких войн. Когда началась Великая Отечественная, комсомолка Женя окончила два курса педагогического училища.
– Мы сдавали экзамены, а фашистские самолеты уже вовсю бомбили наши города, – вспоминает Евгения Васильевна. – Тогда еще никто не верил, что война затянется надолго. Наша семья перебралась в один из пустующих домов небольшой лесной деревеньки, поближе к партизанам. Вещи с собой мы не брали, только увели со двора корову, которая и кормила нас.
Когда фашисты стали зачищать партизанские зоны, народным мстителям пришлось отступить. Местное население фактически осталось в тылу врага. Женя вместе с сестрой Надей и другой молодежью пыталась в лесах отыскать партизан, но вместо этого нарвалась на отряд карателей. Мирных жителей погнали в направлении Орши, где затолкали в товарняки и вывезли в Германию. Ехали в нечеловеческих условиях четверо суток, поесть удалось лишь на третий день. На руки пленникам выдали по черствой булке заплесневелого хлеба в пакетах. По приезду всех разместили в лагере, откуда одних отправили работать к бауэрам, других – на железный завод.
– Я с Надей оказалась на заводе. Даже не знаю, что мы там производили на станках, но уставали жутко, тягали какие-то железяки в ящиках. И это притом, что на ногах вместо обуви были деревянные колодки. Нас практически не кормили. По утрам давали черствый хлеб, а днем – непонятное блюдо из кормового бурака. Иногда его чередовали с похлебкой из лука-порея, – вспоминает Евгения Васильевна. – Довелось нам есть и личинок майского жука. Такую «еду» доставили на территорию лагеря в огромной емкости. Каждому узнику выдали по миске «живого белка».
Однажды Жене, ее сестре и еще двум девушкам удалось бежать из лагеря. Правда, надзиратели устроили за ними погоню с собаками. Пришлось разделиться на группы. Надежда и ее односельчанка спрятались у бауэра, где и остались работать. Женю же и ее подругу по несчастью доставили на оружейный завод. Спустя некоторое время девушки вновь совершили неудачный побег, после которого каждой назначили по 25 ударов плетью. Еще долго не могли они ни сидеть, ни лежать.
Пленницы боялись, что избиения будут продолжаться и сознались, откуда сбежали. Потом были долгие месяцы труда в нечеловеческих условиях на заводе. О судьбе сестры Женя не знала ничего, как и та о ней. Освободили узников в 1945 году американские солдаты. Но даже после этого вернуться на родину сразу не удалось: Женя заболела сыпным тифом. Каким-то чудом ее нашла Надя и больше сестры уже не расставались. Обе работали в офицерской столовой.
– Мы узнали, что отец умер в 1944 году, а дом наш полностью сгорел. О судьбе матери и младшей сестры ничего не было известно. Поэтому возвращаться было некуда, – рассказывает Евгения Васильевна. – Проработали в воинской части два года, где я встретила своего будущего мужа. Он был танкистом. Считаю, что мне повезло, ведь мало кто из моих ровесниц устроил свою женскую судьбу – почти все наши женихи полегли в землю от Москвы до Берлина. После свадьбы мы переехали на родину мужа, в Украину, куда его комиссовали. Но там закрепиться не удалось, поскольку не было жилья.
В одну из побывок на Лепельщине Евгения Гнилицкая встретила бывшего одноклассника. Тот был вторым секретарем в райкоме партии и предложил ей вернуться в Беларусь вместе с семьей. Супруга взяли работать в райком инструктором, выделили квартиру. После он получил сельскохозяйственное образование и был направлен в Витебский район. Работал управляющим в Сосновке. Умер в возрасте 65 лет: дали о себе знать четыре ранения. Евгения Васильевна же 24 года проработала санитаркой на ФАПе, получить образование ей так и не довелось. Зато вместе с мужем она вырастила двоих сыновей.
Сейчас ее отрадой являются внуки и правнуки. Бабушка любит, когда они собираются вместе. Обязательно для них выберет серьги нарядней. Вот и в свой день рождения она встречала дорогих гостей при полном параде – в серьгах с красным камушком.
В торжественной обстановке долгожительнице вручили новый паспорт. Бабушка Женя внимательно изучила каждую страницу: все ли данные перенесены и записаны правильно? Особенно пристально рассматривала фотографию, а затем, бережно прижав к сердцу свой документ, пообещала, что будет стараться дожить до следующей его замены. А случится это в 2049 году.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.