
Во второй половине июня — первой половине июля соседствуют важнейшие для нас исторические даты, скорбные и радостные, трагические и славные. Великой Победе советского народа предшествовала горечь тяжелых поражений в летнюю пору 1941 года. В День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа, вспомнили о героической обороне Витебска.
Во все времена город на Двине занимал стратегически важное положение. Полчища захватчиков вначале устремлялись с запада на восток, а затем летели вверх тормашками обратно. И все это — через Витебск.
В сослагательном наклонении
После поражения Красной армии в приграничном сражении (треугольник Белосток — Гродно — Минск) в самом начале войны советское командование никак не могло смириться с назревающей потерей Витебска. Хронологически бои за наш город совпадают по времени с началом Смоленского сражения, но ожесточенная схватка с фашистами на двинских берегах — это другая история.
Основные силы группы армий «Центр» были заняты ликвидацией минского «котла», в котором оказались запертыми остатки нескольких наших армий, поэтому к Витебску устремились мобильные соединения вермахта.
Между тем на берегах Западной Двины и Днепра шло развертывание Второго стратегического эшелона Красной армии. Это семь армий, которые только накануне фашистского вторжения (то есть с опозданием!) начали выдвижение к западным областям страны. Главная цель немцев была очевидна: эффективно отражая контрудары, взять Витебск и развивать наступление на Смоленск и Москву.
Но ведь и советское командование, как будто подсознательно отвергая факт случившейся катастрофы, ставило перед собой амбициозную цель по перехвату стратегической инициативы. Командующий Западным фронтом (со 2 июля 1941 года), Народный комиссар обороны СССР (до 19 июля 1941-го) Маршал Советского Союза Семен Тимошенко предпринял контрудар в районе Сенно и Лепеля.

«Приказываю обеспечить разгром противника…»
И все же серьезные просчеты советского командования не стали поводом к сдаче Витебска без боя. Еще в середине июня почти все воинские части покинули город и направились в сторону западной границы. Во второй половине месяца в Витебск прибыла с Урала 153-я стрелковая дивизия. С 5 июля бойцы этого соединения самоотверженно и уверенно дрались с фашистами на подступах к Витебску с юго-западной стороны (Гнездиловичи, Бешенковичи, Улла). Однако вечером 9 июля дивизию направили в пекло под Сенно, причем в тот момент, когда Лепельский контрудар выдохся и частям был отдан приказ отступать в сторону Орши. В результате 153-я попала в окружение. С боями дивизия пробилась на восток, что само по себе — подвиг ее солдат и командиров. А Витебск остался без основательного армейского прикрытия.
Эвакуация предприятий началась 3 июля и продолжалась до самого прихода немцев. Основной промышленный потенциал города врагу не достался. К 6 июля по решению обкома партии было сформировано народное ополчение (около 2 тысяч штыков) в составе истребительного батальона Осоавиахима и трех батальонов от каждого района города. Вооружение — винтовки, гранаты, бутылки с бензином (или зажигательной смесью?). Большая часть бойцов — молодежь. Кроме того, в числе защитников города — батальон милиции.
Целостной картины обороны города пока нет. Известно, что 9 июля 1-я рота Первомайского батальона вместе с бойцами 153-й дивизии удерживала участок левого берега Двины от нынешних парка Партизанской славы имени М. Ф. Шмырёва до моста Блохина. Отбили три попытки немцев форсировать реку.



© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.