10 сентября/ "Витьбичи"/ Екатерина Пучкова/. Можно купить машину, а в итоге остаться и без денег, и без автомобиля. А все потому, что VIN оказался поддельным. Так произошло с жителями Витебска, истории которых начинались, казалось бы, с удачной покупки, а оборачивались плачевным финалом.
А машина-то в угоне
На вторичном авторынке мужчина увидел машину, стоимость которой была гораздо ниже, чем обычно просят за эту модель. Владелец объяснил уступку в цене тем, что спешит продать автомобиль, так как ему срочно нужны деньги на переезд. Сделку оформили, и у машины появился новый хозяин. Лет через семь владелец захотел ее продать и приобрести новый автомобиль. Тут-то и начались проблемы. Когда-то красивый четкий номер проржавел, сложно читался: у ГАИ возникли подозрения в его подлинности, и перед оформлением сделки машину отправили на экспертизу идентификационных маркировочных обозначений транспортных средств в Витебский межрайонный отдел
Государственного комитета судебных экспертиз. Эксперты установили, что первоначальный идентификационный номер, который присвоен заводом изготовителем, перебит. Поверх него нанесен вторичный номер, который от времени покрылся ржавчиной.
– В некоторых случаях VIN перебивают, переваривают и видоизменяют, чтобы скрыть угнанный автомобиль или криминальный, в котором было совершено преступление, – говорит старший эксперт Витебского межрайонного отдела Артём Орлов. – Если по первичному VIN машина числится в розыске, ее конфискуют и отправят на штрафстоянку. По факту угона возбудят уголовное дело, а неудачно приобретший машину собственник пойдет свидетелем. Если по первичному VIN найдется реальный владелец, у которого угнали машину, авто вернут ему, а человек, купивший транспорт по вторичному VIN, останется и без автомобиля, и без уплаченных за него денег. Случается, что машина по первичному идентификационному номеру заложена в банке, тогда ее забирает кредитор.
Если автомобиль продается по цене значительно ниже рыночной, и со сделкой торопят – это должно насторожить, возможно, VIN – не подлинный.
О чем расскажут 17 цифр и букв
Эксперт прерывает беседу, привезли очередной автомобиль, в котором необходимо проверить подлинность VIN.
Вместе мы отправляемся осматривать машину. Артём Орлов как эксперт, я как сторонний зритель. По идентификационному номеру он устанавливает, что автомобиль выпущен в Италии.
– VIN – сокращение от английского Vehicle identification number – идентификационный номер транспортного средства. Он состоит из 17 цифр и букв, которые содержат информацию об автомобиле. VIN можно разделить на три ключевые составляющие. Первая часть указывает на страну и завод- изготовитель, где автомобиль сошел с конвейера. Вторая часть – на модельный ряд и комплектацию авто, колесную базу, тип кузова, двигатель. Третья, или идентификационная часть – порядковый номер на заводе, зачастую его и подделывают, то есть меняют обычно 6-8 последних знаков из 17, – объясняет Артем Орлов.
VIN у каждой машины уникальный, как отпечаток пальца у человека, так как он не повторяется больше нигде в мире. Благодаря этому можно с точностью идентифицировать машину. В отличие от регистрационного номера, VIN должен оставаться неизменным в течение всего срока службы автомобиля, ведь он присваивается еще на конвейерной линии.
Артём Орлов осматривает места, куда обычно наносят VIN – внутренний свод левого колеса, переднюю часть двигателя, изучает раму передней двери, сначала водительской, а затем пассажирской, щиток возле ветрового стекла, заглядывает под капот. VIN может быть «разбросан» по всему корпусу авто и на его агрегатах. Каждый производитель может располагать номер несколько по-своему.
– В год в Витебской области выявляют в среднем 15-20 машин со вторичными номерами, они нанесены или приварены на первичные, либо вырезаны из «донорских» машин, – говорит Артём Орлов. – Экспертизы проводят в Витебске, Орше, Новополоцке. Однажды даже комбайн пригнали, и мы установили, что VIN перебит. Комбайн был иностранного производства, его угнали и переправили в Россию, а оттуда в Беларусь. В последние годы в нашу стану чаще стали доставлять битые машины из Америки, здесь их восстанавливают и выставляют на продажу, а перед этим привозят к экспертам, чтобы проверить поврежденные VIN и убедиться в том, что они подлинные, первичные, чтобы за тем не было проблем с регистрацией машин.
Кстати, даже если полностью вырезать первичный VIN из автомобиля и на его место поставить вторичный, то эксперты с помощью методики могут установить подлинное происхождение машины.
Таможенная пошлина или металлолом
Если покупатель хочет знать соответствует ли рассказ продавца об автомобиле истинному положению дел, это легко проследить по VIN, только сначала нужно убедиться, что он подлинный. Покупатель самостоятельно может инициировать проведение экспертизы, а если продавец категорически против – лучше отказаться от покупки. Чтобы не получилось, как в очередном примере.
Пенсионер приобрел в Беларуси автомобиль Хонда, на экспертизе перед покупкой не настоял. Лет 10 отъездил и решил продать. У сотрудников ГАИ при осмотре возникло подозрение, что VIN видоизменен: начертания шрифта идентификационного номера имели неровности. Это послужило основанием для проведения экспертизы в Витебском межрайонном отделе ГКСЭ. VIN оказался перебит, для мужчины это стало неприятным сюрпризом и обернулось большой финансовой потерей. Эксперты установили первичный номер, по которому автомобиль не растоможен, а значит, не может легально использоваться на территории страны. Мужчина оказался перед выбором: либо оплатить таможенный сбор, коэффициент которого чем выше, чем старше автомобиль и за 10 лет прогона успел округлиться в хорошую сумму, либо расстаться с машиной. Даже если ее не конфискуют, регистрация автомобиля будет аннулирована, техпаспорт и регистрационный номер нужно будет сдать в ГАИ, без чего машина станет просто «железом» и останется лишь отправить ее на металлолом или в разборку на комплектующие.
В подобной ситуации могут оказаться владельцы, которые приобрели машину 20, 30 лет назад и были полностью в ней уверены.
– Пенсионер около 30 лет ездил на своем автомобиле, за который уплатил не малые деньги и считал, что его автомобиль перед законом полностью чист. И только когда решил продать машину, после проведения экспертизы узнал, что в 1990-ых его автомобиль ввезли в Беларусь с видоизмененным VIN, а по первичному VIN он до сих пор числится в Европе, – рассказывает Артём Орлов.
Экспертиза идентификационных маркировочных обозначений транспортных средств по законодательству может длится 30 дней, но эксперты всегда идут навстречу владельцам и стараются провести ее в кратчайшие сроки.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.