Памятнику русским героям Отечественной войны 1812 года в Витебске исполняется 110 лет

logo
Понедельник, 05.12.2022 12:52 | Рубрика: Общество
01296

В среде тех русских людей, для кого Наполеоновская эпоха есть нечто большее, чем просто увлекательные страницы истории, бытует мнение, что эту войну следовало назвать Великой Отечественной войной 1812 года. В том есть резон. Драматические и героические события 1812-го и 1941 – 1945 годов были действительно великими войнами за наше Отечество. Масштабы у них с учетом времени и по своей сущности соизмеримы. 

Нашествие Великой армии императора Бонапарта на земли Российской империи до той поры не знало аналогов по количеству сражающих людей, народов и площади территории, на которой велись боевые действия. Соответственно, и победа Русского оружия в той войне есть явление грандиозного размаха, с течением столетий приобретающее не только все более мощный пафос бессмертия, но и некий романтический аромат. И разве мы, жители Придвинья, края великой воинской славы, не вправе гордиться тем, что Витебск в той войне сыграл одну из ключевых ролей!

Тихий, уютный уголок в конце улицы Советской в городе на Двине, на высоком речном берегу. Захоронения воинов-освободителей, благодаря которым мы все сегодня радуемся жизни. Памятник выдающемуся искусствоведу и музыкальный колледж, названный его именем. Губернаторский дворец, в стенах которого более двухсот лет назад звучали голоса любимых сынов Истории: россиянина – герцога Александра Вюртембергского, французп – Его Величества Наполеона I, маршалов Бертье и Мюрата… Аж дух захватывает!

Центром же этой дорогой сердцу истинного витебчанина архитектурной композиции является памятник русским героям 1812 года – монумент в честь тех защитников Родины, которые в июле 1812-го в течение трех дней выполняли конкретные боевые задачи накануне предполагаемого генерального сражения, а в октябре освобождали наш город от иноземных захватчиков. Именно от захватчиков. Между нацистом Адольфом и гением Наполеоном пропасть. Но из этого не следует, что на нашей земле может хозяйничать солдат чужой армии, хотя бы даже передовой в ту пору Франции.

Белорусский ученый доктор исторических наук, профессор Андрей Лукашевич выделяет четыре основных этапа увековечения памяти событий 1812 года на белорусской земле. Первый из них относится к 1830 – 1850 годам, когда в Российской империи были определены места для установки памятников, посвященных русским героям 1812 года, и стали появляться первые монументы. Второй и третий этапы связаны с приближающимися, соответственно, 100-летием и 150-летием победы Русского оружия в войне с наполеоновской Францией. Четвертый этап начался после провозглашения независимости Республики Беларусь, когда основное внимание было уделено расширению сохранившихся памятников и восстановлению ранее разрушенных мемориалов.

Увековечение событий 1812 года в Придвинье связано с принятием общероссийской программы по установке 15 памятников на местах наиболее крупных сражений. На Витебщине это касалось Полоцка, Клястиц, Чашников и непосредственно города на Двине. Каждому из этих предполагаемых мемориалов выпала своя, подчас непростая судьба.

В нашем городе памятник в честь российских воинов, которые проявили мужество и стойкость в трехдневном сражении под Витебском (Островно, Куковячино, берега Лучосы) 13 – 15 июля 1812 года и при освобождении губернского центра от наполеоновских захватчиков 26 октября был открыт 6 декабря 1912 года (даты приводятся по старому стилю).

Инициатором установки мемориала еще в октябре 1910-го, ввиду приближающегося 100-летия 1812-го – великого года России, – выступила Витебская городская управа, которую возглавлял И. Сабин-Гус, и Витебская ученая архивная комиссия под председательством В. Кадыгробова. Тогда же, в октябре, вопрос об установке памятника русским героям рассмотрела Витебская городская дума. Был избран Соединенный комитет, в который вошли по пять представителей от Думы и ученой архивной комиссии.

Монумент возводили толокой, и этот известный факт тоже может и должен составлять предмет гордости витебчан. Средства земства и дворянства губернии, Городской думы, воинских частей и даже Самодержца Всероссийского Николая II пошли на финансирование конкурса проектов, проектирование и возведение монумента. Конкурс объявило Санкт-Петербургское общество архитекторов, а лучшим был признан проект питерского архитектора И. Фомина.

Не все так просто оказалось и с выбором места для памятника. Еще в середине XIX века предполагалось установить монумент на землях имения Лукишки поблизости от Бешенковичского тракта, вдоль которого от Островно до Лучосы гремело трехдневное сражение в июле 1812-го. У каждого из этих дней своя драматическая история! «Ваше сиятельство! Огонь неприятеля вырывает целые ряды! Что делать?!» «Ничего. Стоять и умирать», – отвечал граф Александр Остерман-Толстой, командующий 4-м корпусом в бою под Островно. Россияне и стояли намертво, а потом отходили на новые позиции, устилая поле битвы трупами – своих людей и чужаков…

Однако от Лукишек пришлось отказаться, так как не был решен вопрос с собственником земель. Возле Успенского собора памятник также нельзя было установить по причине непрочности грунта. Наконец, в мае 1912-го Городская дума определила, где памятнику быть – на Губернаторском бульваре напротив одноименного знаменитого дворца. Строительными работами руководил архитектор Витебска Тихон Кибардин. Для иллюминации памятника от электростанции трамвая до дворца провели осветительную линию.

«Бессмертной доблести героев Отечественной войны, участников сражений под Витебском 13, 14, 15 июля и 26 октября 1812 года» – гласит надпись на мемориальной плите. Наш взгляд скользит по четырехгранному граниту вверх. Там в вышине распростерла крылья гордая российская птица – символ державной мощи и нетленной русской воинской славы, летопись которой вместе с братьями-славянами пишем и мы, белорусы.


© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Виталий СЕНЬКОВ. Фото Олега КЛИМОВИЧА.