60-летие – отмечает Николай Козкин, начальник витебского троллейбусного депо, который проработал здесь без малого 40 лет, что и стало поводом для более пристрастного взгляда на этого скромного, трудолюбивого человека.
«Бессмертный полк» у каждого свой
Очень многое в жизни Николая Александровича связано с маленьким, тихим городком Богушевск.
– Война уже отступала на запад, и как только освободили Витебщину, отец вместе с войсками остановился на этой железнодорожной станции, – рассказывает Николай Козкин. – Его определили на постой в дом, где жила хозяйка со взрослой дочерью, которая очень понравилась отцу. Так он встретился с моей мамой. А сразу после войны его направили служить в Брестскую область, на границу. Там, в Домачеве, родились мои сестра и брат. А потом мать все настойчивей стала звать на свою родину, в Богушевск, куда семья и вернулась, здесь я и родился в 1961 году.
Отец Николая Александровича был человеком мастеровым, умел своими руками делать абсолютно все, трудился прорабом в колхозе, своими руками построил дом, который стоит до сих пор — с паровым отоплением, хозпостройками.
— Это было поколение людей, переживших революцию, Гражданскую, да и еще не одну войну, — рассуждает Николай Александрович. — Отец мне рассказывал, как, бывало, только сойдет снег, а они детьми уже босиком по проталинам бегали, ели первую траву. Поэтому отец был закаленным, не боялся никаких трудностей. А вот о войне не любил вспоминать. Но на день Победы всегда брал с собой...
В богушевском доме Николай Александрович оформил своеобразную галерею: на стене разместил фотографии отца, его братьев, дедов, которые воевали, прошли славный путь фронтовиков. Так что у него свой «бессмертный полк»...
Хлопотное хозяйство
Со временем в родительском доме сыну, перенявшему у родителя ту же мастеровитость, пришлось многое переделать, подновить, ведь отца нет уже более 20 лет. Теперь это семейная дача, куда Николай Козкин с большим удовольствием любит приезжать в выходные. Конечно, когда они выпадают! А это тоже не всегда получается — такая уж хлопотная и ответственная должность у Николая Козкина.
В дни празднования 30-летия витебского троллейбуса подсчитали, что он перевез за эти годы порядка 600 миллионов пассажиров. Поэтому даже грубые подсчеты позволяют сказать, что за 42 года эта цифра может приблизиться уже к 800 миллионам.
— Первый троллейбус пошел в Витебске 1 сентября 1978 года, а я пришел устраиваться в трамвайно-троллейбусное управление 1 ноября 1983 года, — вспоминает Николай Козкин. — В 80-х годах в городе шло бурное развитие электрического пассажирского транспорта. Жена уже водила трамвай, не хватало и водителей троллейбуса, и я поступил на курсы.
Как семье водителей, которая ютилась в съемном жилье, им обещали собственную квартиру. А оказалось, что работа стала в жизни Николая Козкина главным делом.
С годами пришли опыт и профессионализм, а с ними – все новые и новые ступени роста: мастер, инженер-технолог, заместитель начальника по эксплуатации, главный инженер, с 2007 года Николай Козкин — начальник троллейбусного депо, сегодня ставшее структурным подразделением ОАО «Витебскоблавтотранс». Под руководством Николая Александровича коллектив, в котором работают только ремонтного персонала и ИТР более 100 человек, порядка 150 водителей и 120 кондукторов. В троллейбусном парке 90 машин, ежедневно на городские линии выходят 69 троллейбусов.
Несколько вопросов по поводу
— Николай Александрович, как можно быть руководителем с таким тихим, как у вас, голосом и кротким нравом? По крайней мере, такое первое впечатление вы производите.
— Нет, иногда приходится голос повышать! Хотя я, действительно, считаю: до подчиненного все задачи следует доводить спокойно, так же доказывать свою правоту и требовать исполнения порученного. То есть, я в этом плане человек либеральный.
— А в качестве убеждения что выберете — кнут или пряник?
— Чаще всего последнее!
— Что же нужно сделать, чтобы вывести из терпения такого уравновешенного человека?
— Я спокойный внешне, но это не значит, что безразличный. Сам человек исполнительный, того же требую и от каждого в коллективе. И все знают: если я сказал что-то сделать, значит это нужно выполнить беспрекословно. А второе качество, которое я ценю в людях, это компетентность, грамотность в своем деле.
— Сколько поколений троллейбусов вам довелось освоить за годы работы в депо?
— Начинал с российских, а потом — все марки отечественного «Белкоммунмаша». В данный момент на маршрутах города работает уже четвертое поколение таких троллейбусов. И вот буквально на днях в Витебск поступит первый электробус.
— Это прямо как чудесный подарок вам к 60-летнему юбилею!
— И работать на нем будут молодые. Мы уже готовим водителей для этого нового вида транспорта. Кстати, когда еще сам обучался на курсах, говорили про будущее троллейбуса, но если бы 38 лет назад мне кто-то сказал, что я буду принимать такой вид транспорта, работающего на аккумуляторах, я бы не поверил! Сегодня на маршрутах города работают 13 троллейбусов с автономным ходом.
Электробусы мы получаем по государственной программе замены автобусов с двигателем внутреннего сгорания. Поскольку машины начинены электроникой и относятся к пассажирскому городскому электрическому транспорту, то работать на них будут водители троллейбусов, но с «автобусной» категорией «Д». Поэтому и обучение проходит на базе автобусного парка. У нас есть опыт эксплуатации электрического транспорта, есть профессионалы из обслуживающего, технического персонала. Новый электробус пойдет, скорее всего, по маршруту через центр города, конкретно мы еще определяемся. Возле территории нашего депо монтируется зарядная станция.
Портрет водителя
— В 2019 году команда нашего коллектива принимала участие в международных соревнованиях водителей троллейбусов на базе Гродненского депо. А мы принципиально взяли именно молодых ребят! Решили: дело не в победах, мы не будем на них ориентироваться, пусть парни просто присмотрятся, поучатся... И команда, действительно, не заняла призового места. Но среди молодых водителей со стажем работы до двух лет наш Костя Бондаренко занял первое место! А ведь контингент участников соревнований был очень солидный: приехали лучшие водители из Москвы, Санкт-Петербурга, других российских городов, вся Беларусь и Польша.
— Николай Александрович, как вы считаете, а что вообще отличает ваших водителей?
— В первую очередь дисциплинированность. Несомненно, бывают какие-то нюансы, но в общей массе водители свою работу выполняют хорошо. Когда принимаю человека на работу, всегда стараюсь побеседовать с ним на темы, выходящие за производственные рамки. Мне интересно узнать, чем вообще живет человек, что у него за душой, какая у него личная жизнь, есть ли своя семья, кто родители и так далее. Кстати, такие вопросы задаю не только претендентам на водительское место, но и кондукторам. Всегда есть надежда, что специалист останется здесь надолго. А в депо коллектив сильный.
— Наверное, сейчас ваше главное внимание обращено на улицу Гагарина и прилегающий к ней проспект Генерала Людникова?
— За все годы работы трудней периода, наверное, и не вспомнить... Из-за большого скопления на улице Гагарина техники и транспорта движение затруднено, из-за пробок расписание нередко сдвигается то на остановках, то на конечных пунктах, и это нервирует не только пассажиров. Очень нелегко нашим водителям сейчас в этом районе, но они стараются, тяжело переживают нарекания людей. На улице Гагарина сейчас работают шесть единиц бесконтактного троллейбуса № 15 и один троллейбус № 14.
«Небывальщина»
— Как сейчас помню, это случилось 26 декабря 2020 года. Я только закрыл больничный лист... Обледенение, которое случилось в этот день, повергло в шок всех. Такого, действительно, не было никогда в моей практике. И мы делали все, чтобы транспорт пошел, но... ничего не получалось. За 42 года существования в городе троллейбуса машины впервые ночевали не в депо, а на улицах Витебска — мы даже не смогли их отогнать в парк. Ситуация была очень сложной, и она показала, что человек бывает бессильным перед стихией, но бороться с ней, сопротивляться все равно необходимо, мы многому научились. На работе тогда приходилось оставаться сутками, в семьях это понимали. Запускали троллейбусы, развозили по городу. Еще один коллапс мы пережили 15 марта 2013 года. Помню, только пришел домой, успел попить чайку и — на работу. Тогда был необычный для этой поры снегопад, завалило весь город, улицы, дороги, и мы, невзирая на должности, выходили с лопатами в руках и расчищали завалы на пути для троллейбусов...
Май, мир, труд
— ...и поэтому вы больше любите май?
— Да, люблю весну и свой день рождения в мае, который обычно отмечаем с семьей в родительском доме в Богушевске. Люблю, когда природа оживает, люблю тепло, цветы. Люблю семью, сыновей, они меня радуют. Люблю свое депо. Идешь на работу, и тебя туда всей душой тянет, коллектив замечательный — это ведь тоже приятно. В принципе, все, о чем мечтал, сбылось. А что еще больше нужно для счастья?© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.