«Дежурная служба МЧС: чем вам помочь?» — слышали все, кто обращался в службу спасения по телефонам 101 и 112. Эти звонки попадают к работникам центра оперативного управления (ЦОУ) Витебского городского отдела по ЧС, которые первыми узнают о любом происшествии в городе и районе, определяют его масштаб, направляют подразделения на выезды, координируют работу каждой пожарной аварийно-спасательной части.
На одном из дежурств с работой диспетчеров ЦОУ ознакомился корреспондент «Витьбичей».
На смене дежурили диспетчеры Сергей Турик и Вячеслав Старовойтенко. Задача каждого — принимая звонок, уточнить подробности и быстро, в считанные секунды, принять решение.
— Мы должны максимально успокоить человека, если он попал в беду. Часто звонят прохожие, которые не знают деталей чрезвычайного происшествия. Пытаемся получить от звонившего как можно больше информации: точное место, наличие угрозы людям, близлежащим домам. Все это нужно знать спасателям, которые выезжают на ЧС, — поясняет Сергей Турик. — Более полную информацию берем уже у своих работников после их прибытия на место, при необходимости направляем им дополнительные силы, вызываем сопутствующие службы — «скорую», газовую, милицию. Так действовали, к примеру, осенью при крупном пожаре в частном доме в Железнодорожном районе, там понадобилось несколько дополнительных автоцистерн.
Заступая утром на дежурство, диспетчеры уточняют информацию о событиях предыдущих суток, ресурсах каждой части, наличии действующих боевых машин, дорогах, на которых ведутся ремонтные работы. Чтобы безошибочно направить на вызов спасателей и технику, работникам ЦОУ нужно хорошо знать город и район. Карта Витебска и перечень улиц в алфавитном порядке размещены рядом с телефонным пультом.
Поступил звонок — абонент из Витебского района сообщил, что недалеко от деревни Вороны, у поворота на Дрюково, застряла машина, туда направили помощь.
Позвонила жительница частного сектора в микрорайоне Тирасполь — она была недовольна, что дым от соседской печи идет к ней в окна, и просила разобраться. Для выяснения обстоятельств к женщине были направлены инспекторы инспекции надзора и профилактики.
Несколько звонивших просто ошиблись — вместо «скорой» попали к спасателям.
Как рассказали диспетчеры, нередко мобильные операторы, не разобравшись, что имеют дело с экстренным вызовом на телефон 103, направляют абонента на 101, и случается, что люди, которые нуждаются в неотложной медпомощи, упускают драгоценное время.
Сообщений о возгораниях в черте города в то дежурство не поступало, хотя в морозные дни их примерно по 20 в сутки.
Сергей Турик служит в ЦОУ уже два года, до этого четыре года работал пожарным в ПАСЧ № 1 Октябрьского района. Самое сложное, по его мнению, — разговаривать с людьми, которые собираются совершить суицид. Задача диспетчера — успокоить, говорить с таким человеком как можно дольше. У Сергея был один подобный случай, у одного из его коллег — более сложный, но, к счастью, все закончилось хорошо, удалось помочь.
Трудные дежурства, по словам диспетчеров, были в последние дни декабря прошлого года: в связи с ледяным дождем сообщения о чрезвычайных ситуациях в 101 поступали одно за другим, так что работники подразделений не успевали заезжать в часть.
— Мы направляли их с одного места происшествия на другое. Пик пришелся на 29 декабря — падение деревьев, ДТП, отключение линий электропередачи, другие аварийные ситуации. Задачей спасателей было распилить деревья и освободить проезд, чтобы могли курсировать экстренные службы, — вспоминает Вячеслав Старовойтенко.
Обычно больше всего бывает звонков о пожарах. Редкий день обходится без сообщений о запахе дыма в подъездах многоэтажных домов. Диспетчеры направляют подразделения на каждый такой случай: как правило, житель многоэтажки в алкогольном опьянении уснул, а пища горит на плите. Иногда такое случается по причине неисправности электроприборов. Бывают «сезонные» звонки. Весной настоящее бедствие — это палы травы: горят дома, дачи, гибнут люди, которые сами же эту траву и подожгли. Весной и осенью часто сообщают о подтоплениях частных подворий и ливневых канализаций, летом — о гнездах шершней. Бани горят круглогодично — по причине неисправности систем отопления.
Немало звонков не связаны напрямую с аварийно-спасательной службой. Люди обращаются в 101 по любому поводу: просят помочь котам, забравшимся на дерево, или замерзающим лебедям, звонят, если столкнулись с диким животным (лосем, волком), бродячими собаками, потерялась змея, убежало экзотическое насекомое. Часто бывает, что ребенок случайно закрыл взрослого на балконе. Недавно был звонок о том, что в Западной Двине породистая собака, которая гуляла с хозяйкой, не может выбраться из воды. Для спасения животного были направлены специалисты и техника.
Вячеслав Старовойтенко — диспетчер с пятилетним стажем (до этого служил в ПАСЧ № 1). На его взгляд, самое сложное в этой работе, особенно для коллег-девушек, — это некорректное общение, грубость абонентов, с которой порой невольно приходится сталкиваться. Но со всеми нужно быть предельно деликатными. Работа диспетчера требует внимательности, коммуникационных навыков, терпения. Одну только фразу: «Дежурная служба МЧС: чем вам помочь?» — иногда нужно произнести до ста раз в день. С нее и начинается очередная история спасения.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.