Витебский областной институт развития образования всегда был центром притяжения передовых идей. Учителя ехали сюда за ценным опытом и вдохновением. О том, чем сегодня живет учреждение, наш разговор с ректором Ольгой Лапатинской.
— Ольга Викторовна, вы согласны с тем, что учитель и сам должен все время учиться?
— Да, получить универсальное образование один раз и на всю жизнь невозможно, какой бы престижный вуз ни окончил. Это утверждение особенно актуально, когда речь идет о педагогах. Для того, чтобы занимать передовые позиции в образовательном пространстве, иметь высокий профессиональный рейтинг, учитель должен непрерывно работать над повышением своей компетентности. Такую возможность в Витебском регионе предоставляет наш институт.
— В качестве журналиста я довольно часто бываю в учреждении на конференциях, семинарах, мастер-классах и прочих мероприятиях городского, областного и республиканского уровней. Жизнь, как говорится, кипит…
— Ежегодно у нас проводится около 200 курсов повышения квалификации по 65 учебным программам, более пяти тысяч педагогических работников региона совершенствуют свои умения и навыки. Помимо традиционных курсов, которые каждый учитель должен пройти раз в три года, организуем прочие образовательные проекты, востребованные специалистами отрасли. Если раньше слушателями наших курсов были преимущественно учителя, то теперь мы оказываем услуги по повышению квалификации и для руководителей учреждений общего среднего образования по вопросам реализации новых подходов к оценке качества образования. В октябре был заключен соответствующий договор. Заказчиком является Академия постдипломного образования, финансирование осуществляется Всемирным банком. Уже в этом году пройдет два курса повышения квалификации по данной тематике.
— В прошлом году структура института пережила оптимизацию. Для чего это было сделано?
— Да, действительно, в 2019 году произошли значительные изменения в организационной структуре учреждения. Это позволило более успешно реализовывать стратегические направления работы. Большое внимание, к примеру, уделяем совершенствованию образовательных программ (ориентируемся в первую очередь на профессиональные интересы и затруднения педагогов) и технологического обеспечения, научному сопровождению инновационных практик, разработке социально ориентированных проектов, развитию внебюджетной деятельности и прочим направлениям. В будущей пятилетке продолжим работу по реализации новой многоуровневой модели сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров.
— Что уже сделано в этом направлении?
— К примеру, создан первый в республике центр педагогических инициатив в работе с интеллектуально одаренными и высокомотивированными учащимися. Основная его цель — генерация и аккумулирование педагогических идей по выявлению и поддержке талантливых детей. Для ее достижения работа идет по многим направлениям. Это организация образовательных сайтов, развитие компетенций школьников в исследовательской и проектной деятельности, проведение тренингов для детей, а также семинаров, курсов повышения квалификации учителей, конференций, конкурсов, турниров, вебинаров в рамках работы с одаренными детьми. Методисты центра ведут республиканский банк данных «Одаренные дети» и банк инновационных педагогических практик, разрабатывают методические рекомендации. Все это в тесном сотрудничестве с ведущими вузами страны, такими как БГУ, БГУИР, областными учреждениями высшего образования и Парком высоких технологий.
— Наверняка среди педагогов растет спрос на обучение современным образовательным технологиям.
— Совершенно верно. У нас постоянно проводятся соответствующие семинары, в этом и следующем году запланированы и курсы повышения квалификации. Безграничные возможности для совершенствования умений и навыков в этом направлении открывает перед педагогами появившийся в этом году на базе института первый в республике Региональный центр педагогического STEM-образования. Это стало возможно благодаря поддержке компании-резидента Парка высоких технологий «Изибрэйн». К слову, учреждения образования области имеют многолетний опыт сотрудничества с ПВТ.
— Что собой представляет данный центр?
— Организована работа нескольких STEM-локаций. Это областные творческие лаборатории «STEM-образование в современной школе» и «Информатика без розетки», творческие лаборатории «Scratch в начальной школе», «Программирование микроконтроллеров» и «Работа с одаренными обучающимися». Все лаборатории укомплектованы необходимым современным оборудованием. Деятельность реализуется центром педагогических инициатив института в партнерстве с ПВТ и ВГУ имени П. М. Машерова.
— Тут, наверное, стоит пояснить для читателей, которые далеки от этой темы, что же собой представляет STEM-подход в образовании.
— Он основан на естественной связи дисциплин — физики, химии, биологии. Ведь мир очень сложный, комплексный, все процессы в нем взаимосвязаны. Рассматривая в школе предметы по отдельности, можно детальнее углубиться в темы, сделать анализ, но не хватит синтеза — точки сбора всех идей о мире вместе. STEM призван решить эту проблему. XXI веку нужны люди креативные, с критическим мышлением, способные к коммуникации, коллаборации. Экономике нужны кадры нового качества для повышения ее конкурентоспособности. STEM отвечает на этот вызов.
— Можно говорить о том, что наш регион находится в авангарде распространения перспективного опыта STEM-образования?
— Да, Витебская область давно делает ставку на формирование у подрастающего поколения инженерного мышления. Не только в крупных городах, но и в райцентрах и агрогородках резидентами ПВТ созданы и оборудованы современные учебные лаборатории и STEM-классы. Есть они в Новополоцке, Глубоком, Орше, Докшицах, Дубровно, Лиозно, агрогородках Ломаши, Озерцы, Коробы-2 Глубокского района.
— Мы с вами говорим о передовых идеях в образовании, а пандемия, которой никто не ждал, поставила под угрозу сам процесс, во всяком случае, в классическом его воплощении.
— Областной институт развития образования сразу же отреагировал на этот вызов. Мы предложили альтернативный вариант индивидуального обучения в удаленном режиме для педагогов и учащихся. На нашем сайте размещен тематический медиагид по учебным предметам. Над его наполнением работали лучшие педагоги области и методисты института. Там собраны видеоуроки по всем предметам с 1-го по 11-й класс. Мы намерены продолжить работу по наполнению медиагида учебными материалами, чтобы ничего не препятствовало освоению школьниками учебного материала. К слову, медиагид — это и своеобразная творческая мастерская для молодых педагогов. Параллельно по поручению Министерства образования Республики Беларусь педагоги области в тесном взаимодействии с методистами института ведут разработку контента для наполнения единого информационно-образовательного ресурса для учебно-методического обеспечения образовательного процесса на уровне общего среднего образования.
— О каких новых направлениях работы института вам еще хотелось бы рассказать?
— Уже третий год в школах области работают классы аграрной направленности. Наш институт обеспечивает организационно-методическое сопровождение их деятельности. Следует отметить, что за такой непродолжительный период агроклассы показали перспективность своего существования, педагоги разработали индивидуальные методики, получили новый опыт по профориентации. Это очень важное направление работы. Ведь всем понятно, что для успешного развития отрасли важны непрерывность сельскохозяйственного образования и привлечение высокомотивированных учащихся, которые потом продолжат обучение в вузах аграрной направленности. Для стимулирования интереса школьников, реализации их творческих способностей мы проводим областную олимпиаду «Агрополия» и конкурс «Агромир».
Вообще, коллектив института делает все возможное, чтобы самые перспективные и смелые идеи развития образования воплощались именно в Витебской области.
— Успехов вам в этом деле. Спасибо за беседу.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.