Их оплакивает земля. Сама природа распорядилась так, чтобы братской могиле близ деревни Малашенки ежедневно поклонялись люди

logo
Пятница, 20.05.2022 14:52 | Рубрика: Обелиск у дороги
0776
Совсем рядом с братской могилой бьет род­ник под названием Исток. Проезжающие по магистра­ли М8 «Граница Российской Федерации (Езерище) — Витебск — Гомель — граница Украины (Новая Гута)» час­тенько останавливаются здесь, чтобыиспить родниковой воды. Наклоняясь набрать ее, они одновременно скло­няются перед воинским захоронением 2433, где покоится прах освободителей Городокщины от немецко-­фашистских захватчиков.



Во время Городокской наступатель­ной операции в декабре 1943 года эти места стали сплошным полем сраже­ния. С северо-­востока и северо-­за­пада, стремясь соединиться у линий пролегающих через район шоссе и же­ лезной дороги, в ожесточенных боях ломая оборону противника, продвига­лись навстречу друг другу 11­я гвар­дейская и 4­я ударная армии. Путь их был нелегок: полоса наступления проходила по лесисто-­болотистой местности, многочисленные речушки и болота не замерзли. Враг построил систему опорных пунктов, оборудован­ных в деревнях, по берегам рек и ручь­ев, на высотах, заминировал поля.

Штурмуя высоты близ деревни Лу­говицы (восточнее железной доро­ги и шоссе), пал практически весь 2­-й стрелковый батальон 99­го стрелко­вого полка 31­й гвардейской стрелковой дивизии под ко­мандованием гвардии капи­тана Георгия Фёдорова. Его батальон был сформирован в конце мая 1943 года и, как отмечалось в военных доку­ментах, достиг высокой боевой подготовленности.

«При прорыве сильно укреп­ленной линии противника у деревни Алексеенки лич­ный состав батальона под командованием Фёдорова, несмотря на ураганный ар­тиллерийско­-минометный и пулеметный огонь, ворвал­ся в траншеи противника и, развивая успех, овладел господствующей высо­той. Противник в сопровождении тан­ков и самоходных пушек предпринял 11 контратак. Доходило до рукопаш­ных схваток, но на подступах к высоте противник оставил до нескольких сот трупов.

В ночь с 18 на 19 декабря 1943 года выполнял задачу перерезать шоссе Невель — Городок — Витебск севернее деревни Луговицы и занять новую вы­соту. Задача была выполнена. Против­ ник бросил против батальона до пол­ка пехоты с танками и самоходными пушками. Батальон принял неравный бой и не сдал захваченного рубежа, не дрогнул», — читаем в представлении Георгия Ивановича Фёдорова к званию Героя Советского Союза.

Вместе с ним к этому высокому званию были представлены командир 3­й стрелковой роты гвардии старший лейтенант Василий Татаринов, командир 4­й стрелковой роты гвардии старший лейтенант Василий Черновол, адъютант старший 2­й стрелковой батареи Яков Каплун.

Рота Татаринова первой ворва­лась в траншеи у деревни Алексеенки, уничтожила до 40 солдат противни­ка. У Луговиц она перерезала шоссе, заняла высоту, ее порядки заняли по­зиции на скатах, остановили превос­ходящие силы противника, подступы были усеяны их трупами. Высота была удержана. 20­летний гвардии стар­ший лейтенант Татаринов, как и его командир, капитан Фёдоров, посмерт­но награжден орденом Отечественной войны I степени. Такой же награды удо­стоен 20­летний старший лейтенант Черновол.

Рота Черновола пер­вой взяла высоту, всту­пила в рукопашный бой, уничтожила до 100 сол­дат и офицеров против­ ника, а затем одну за другой отбила яростные контратаки врага. Гвар­дии старший лейтенант погиб, удерживая шоссе.

Каплун руководил шта­бом батальона, обеспе­чивал бесперебойную связь с ротами и соседями. В крити­ческую минуту боя за деревню Луго­вицы, когда противник большими си­лами контратаковал и погиб командир 4­й стрелковой роты Черновол, Каплун принял командование на себя, вооду­шевил бойцов своим героизмом, му­жеством, бесстрашием. Посмертно на­гражден орденом Красного Знамени.

Примечательно, что Георгий Фёдоров и Василий Татаринов были русскими, Василий Черновол — украинцем, Яков Каплун — белорусом. Они стали братьями и вместе с другими товарищами по оружию разных национальностей покоятся в общей братской могиле.

В журнале боевых действий 31­й гв. сд читаем: «19 декабря 1943 года 99­й гв. сп перерезал шоссе Невель — Го­родок — Витебск и, оставив прикрытие с севера и востока, перешел в наступ­ление, но встретил сильное сопро­тивление роты автоматчиков при под­держке танков. Противник с фронта и двух сторон смял прикрытие баталь­она. Одновременно порвалась радио­связь. Батальон Фёдорова оказался в окружении, но продолжал сражать­ся. С наступлением темноты из коль­ца выбрались 10 раненых, которые со­общили о гибели батальона. В ночь на 20 декабря наш лыжный батальон про­рвал кольцо окружения, поиск баталь­она Фёдорова успеха не имел».

За 19–20 декабря 1943 года в этих местах 99­й гв. сп потерял убитыми 109 человек, ранеными — 175, пропавши­ми без вести — 57. Из окружения вы­шло 25 человек.

В эти же дни жестокие бои шли за­паднее железной дороги и шоссе. Что­бы добиться выполнения боевой зада­чи, воинским подразделениям Красной Армии необходимо было захватить гос­подствующую высоту 247,0. Но у вра­га за время оккупации было время и возможность превратить ее в непри­ступную скалу. Фашисты значительно превосходили наступающих по силе и выгодным позициям. Изнурительные непрерывные бои, когда после ночных маршей ежечасно по нескольку раз за сутки наши бойцы поднимались в ата­ки или отбивали контратаки, шли в те­чение нескольких дней. Невероятно сложное продвижение красноармей­цев вперед составляло на некоторых участках всего 500 метров за день. Тан­ки увязали в грязи, пехота оставалась без прикрытия, наши порядки бомби­ла авиация, обстреливала артиллерия, сек огонь танков, самоходных орудий, минометов и пулеметов. Только 166­я сд потеряла на этом участке с 15 по 18 декабря убитыми 138 человек. Ценой огромных потерь была выполнена за­ дача отрезать пути отхода противни­ ка в свои тылы и доступ к базам снаб­жения.

21 декабря в 47­ю Невельскую сд и 6­ю гв. кд пришло известие, внушав­шее гордость и воодушевление: Ука­зом Президиума Верховного Совета СССР они были награждены орденом Суворова II степени.

Звания Героев Советского Союза за невероятные подвиги, которые можно объяснить только отличной боевой вы­учкой и верой в свое правое дело, были удостоены командир эскадрона 28­го кп 6­й гв. кд гвардии лейтенант Яков Неумоев и командир танкового взвода 198­го тп 6­й гв. кд Виктор Шашков. Оба они прошли всю войну, но и в мирной жизни не забывали товарищей, павших на полях сражений за Беларусь.

В 1952 году останки павших воинов Красной Армии, первично захороненных в местах боев близ 23 окрестных деревень, перенесли в братскую могилу у деревни Малашенки. В 1958 году на ней установлен памятник. В центре композиции — скорбящий солдат с автоматом, на памятнике начертано: «Доблестным советским во­ инам, павшим в боях за свободу и не­зависимость Родины! Слава героям!».
Развернутые плиты символизируют знамя. На мемориальных плитах уве­ковечены имена павших героев.

Несколько лет назад у захоронения установлен билборд, на котором зна­чится, что в братской могиле покоятся 398 солдат и офицеров (24 офицера, остальные преимущественно рядовые. — Авт.) Красной Армии 1­й и 31­й гвар­дейских стрелковых дивизий, 47­й Не­вельской ордена Суворова II степени стрелковой дивизии, 6­й гвардейской ордена Суворова II степени кавалерий­ ской дивизии, 5­го танкового корпуса. Над захоронением шефствует Бычихинский сельский исполнительный комитет. В прошлом году впервые с 1958 года были проведены значительные работы по реконструкции памятника солдату, укреплению его постамента, укладке тротуарной плитки. Каждых пять юбилейных лет со дня Великой Победы, в последний раз — на 70­летие — на воинское захоронение приезжали дети, а затем и внуки пав­ших героев. Из Новосибирска, Моск­вы, Тамбова, Ярославля…

— Сослуживец моего отца Василия Мишина с Орловщины видел, как его, раненного на поле боя, фашисты до били выстрелом в голову, — рассказа­ла тогда его дочь Зоя Мишина. — Моей овдовевшей маме-­красавице предла­гали выйти замуж, но она сохранила верность отцу до конца дней.

Неизгладимый след в душе оставила встреча с Раисой Дементьевой, кото­рая через 70 лет после войны отыскала могилу отца красноармейца Василия Шальнёва, впервые приехала в Малашенки 9 мая 2015 года. Женщина не могла говорить — по ее щекам беско­нечными потоками текли слезы. Они мне напомнили неиссякаемый Исток у подножия братской могилы.

Кстати, специалисты Городокского районного центра гигиены и эпидемио­логии постоянно берут пробы питьевой воды из этого родника. Утверждают, что по всем параметрам вода всегда пригодна для употребления.

Мне кажется, иначе не может быть: ведь это земля наша чистейшими сле­зами благодарности из своих сокро­венных глубин много лет оплакивает молодых, красивых, сильных мужчин. Они отдали за мир на ней самое доро­гое, что у них было, — жизнь. Для того, чтобы жизнь продолжалась.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Светлана ЯКОВЛЕВА.