В каких кинофильмах можно увидеть витебский «синий дом» и трамваи на улице Ленина? Рассказываем

logo
Среда, 06.12.2023 20:03 | Рубрика: Калейдоскоп
03511

Название легендарному фильму «Весна на Заречной улице», который покорил зрителей душевностью и простотой, дала одноименная улица послевоенного Витебска. Вот как это произошло.

В родной Витебск композитор Марк Фрадкин вернулся в 1945 году и увидел его полностью разрушенным. О нахлынувших чувствах рассказал своему другу, поэту Михаилу Матусовскому, который передал их стихотворно: «И вот иду, как в юности, я улицей Заречною. И нашей тихой улицы совсем не узнаю». Фрадкин за вечер положил слова на музыку. Так родилась песня. По радио ее услышал Феликс Миронер, и тут же 
придумал название к своей пьесе о сталеварах «Весна на Заречной улице», по ней они с Марленом Хуциевым сняли одноименный фильм. Песня Марка Фрадкина в картину не попала, зато там звучит другая, запомнившаяся многим поколениям зрителей: «Когда весна придет, не знаю» в исполнении Николая Рыбникова, написанная специально для фильма.

Эти и многие другие малоизвестные факты можно узнать на выставке «Витебск в кино», которая открылась в библиотеке имени Максима Горького. Тематические материалы собрал и предоставил витебский поэт, исследователь Дмитрий Рубаник. При поддержке «Русского Дома в Минске» он издал брошюру «Витебск в кино», которую презентовал посетителям.

«Белый вальс» Высоцкого и Влади
Художественный фильм о советских десантниках «Точка отсчета» режиссера Виктора Турова с песнями Владимира Высоцкого – лидер кинопроката 1980 года, ленту посмотрело более 20 миллионов советских зрителей. Сцены тренировок крылатой пехоты снимали на полигоне «Лосвидо» 103-й воздушно-десантной дивизии (теперь Витебской воздушно-десантной бригады). А кадры погрузки на борт техники и десанта, взлета военно-транспортных самолетов 339-го авиаполка – на военном аэродроме Витебск-Северный в Журжево.


Владимир Высоцкий предложил режиссеру Виктору Турову, с которым хорошо общался, включить в этот фильм свои песни разных лет. С условием, что в титрах будут указаны имена его и Марины Влади. Высоцкий помимо уже отобранных песен, согласился по заказу режиссера написать премьерную – «Белый вальс», Виктор Туров хотел дать это название картине. К сожалению, «Белый вальс» в исполнении русской француженки, так и не попал в монтаж. Из песен барда в фильм вошли только три, зато какие! Надрывная «Затяжной прыжок», которую Высоцкий спел сам. Песня-драма о двух красивых автомобилях, где звучит голос Марины Влади, и заставочная «Мы вас ждем», которую актриса также блистательно исполнила. А на выставке «Витебск в кино» ее нежно спела дочка Дмитрия Рубаника – Мария.

Звездная плеяда в орбите города
В первых кадрах черно-белого советского детектива «Всего одна ночь», снятого киностудией «Беларусьфильм» в 1976 году режиссером Иосифом Шульманом – известный «Синий дом». По улице Ленина еще бегут трамваи и еще не демонтирован картуш на портике драмтеатра имени Якуба Коласа. Перед нами оживает старый город.


В фильме для детей «Про дракона на балконе, про ребят и самокат», который выпустила киностудия «Беларусьфильм в 1976 году, «снялась» витебская достопримечательность – 16-этажка, этот дом в то время считался одним из самых высоких в Беларуси. В кадре – через бетонную решетку витебского «небоскреба» пытается пролезть главный герой картины – Малыш.

– На экране мелькают улицы Суворова, Калинина, Толстого, Ленина, площадь Победы. Притяжение улиц, мостов, зданий вызывает трепет сердца, это твое родное и не нуждается в объяснении, – говорит Дмитрий Рубаник. – После разлуки выходишь из поезда на вокзале и в ту же секунду по воздуху понимаешь, что это твой город, место, где легко дышится, где откликается сердце. Что-то похожее испытывают кинематографисты, выбирая натуру для съемок. И те их них, кто чутьем и сердцем выбрали Витебск, навсегда останутся в его незримой орбите. Мой замысел заключается в том, чтобы рассказать не только о художественных фильмах снятых в нашем родном городе и его окрестностях, но и о выдающихся режиссерах, кинооператорах и актерах, родившихся здесь. Григорий Лямпе, сыгравший профессора-физика в картине «Семнадцать мгновений весны», родился в Витебске в семье театральных актеров в 1925 году. А Леонид Неведомский, которому довелось играть даже с Элизабет Тейлор в «Синей птице», по-настоящему запомнился зрителю по фильму «Мачеха» в дуэте с Татьяной Дорониной. Он родился в нашем городе в семье врачей в 1939 году. Режиссер, оператор Борис Волчек (отец Галины Волчек) родился в 1905 году и жил в нашем городе по соседству с семьей марка Шагала. Прославил режиссера знаковый фильм о подводниках «Командир счастливой щуки» с Петром Вельяминовым и Донатасом Банионисом в главных ролях. Еще один режиссер и кинооператор из Витебска Владимир Рапопорт. Среди его операторских работ – фильмы «Молодая гвардия», «Тихий Дон», «Любить человека».

«Атланты и кариатиды»
Это восьмисерийный художественный фильм по одноименному роману Ивана Шамякина снял уроженец Витебщины, участник Великой Отечественной войны, служитель Мельпомены драмтеатра имени Якуба Колоса, режиссер Александр Гуткович. Он пригласил на съемки именитых актеров, среди них Николай Ерёменко старший, Ростислав Янковский. В фильме – кадры с видами на Кировский мост, спуск к Западной Двине, драмтеатр.

Если современные молодые люди, хотят увидеть, как выглядел Витебск во времена юности их мам и пап, бабушек и дедушек, а старшее поколение – с ностальгией оживить это в памяти, можно после посещения выставки, устроить семейный кинопросмотр, который свяжет поколения.


Кстати, это уже вторая выставка Дмитрия Рубаника в залах библиотеки. Первая, не менее познавательная, проходила в мае этого года – «Ход судьбы: русская партия. Шахматы во время Великой Отечественной войны» – и была посвящение известным шахматистам – мастерам спорта СССР, чемпионам БССР, сражавшимся с фашистами и погибшим за Родину.

Дмитрий Рубаник готовит новые выставки. Кому они будут посвящены, вскоре узнаем.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Екатерина ПУЧКОВА. Фото автора.