
По словам начальника городской и районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергея Лазуко, сообщения о нахождении бобра в Витебске, а конкретнее на Витьбе, экологам поступают от горожан.
– Две недели назад бобры повредили пять деревьев на Витьбе, на прошлой – одно. А вот за эти семь дней не было зафиксировано ни одного случая. Поэтому, можно сделать вывод, что бобры теряют интерес к этому месту и не собираются его обживать, – считает Сергей Лазуко. – Они, скорее всего, используют его, как временную стоянку. На Витьбе у них был отдых после длительного перехода. Может быть, они и хотели здесь обосноваться, но поняли, что рядом много людей и ушли по воде.





Как говорят экологи, кормовая база в черте города небольшая. Более того, Витебским Зеленстроем принимаются меры по защите молодых саженцев от грызунов, закупаются специальные пластиковые сетки, которыми обкручиваются стволы.
Сегодня работники «зеленого строительства» вместе с альпинистами ликвидируют последствия проделок грызуна: обрезают поврежденные деревья.



Бобр, в основном, ведет ночной образ жизни. Поэтому увидеть его на Витьбе или любом другом водоеме сложно. Животное выбирает темное время суток, чтобы заняться строительством плотин.
К возведению хатки речной «инженер» готовится основательно, перегораживая ее плотиной, с помощью которой он повышает и сохраняет уровень воды в водоеме. Кроме того, регулирует его так, чтобы входы в хатку не осушились. Плотина обеспечивает сохранность и безопасность бобровой хатки. В ней бобр зимует, выводит потомство. Дом бобра является грандиозным куполообразным сооружением из веток и хвороста, скрепленных между собой илом и землей.
Сергей Лазуко рассказал, что в этом году в черте Витебска не зафиксировано мест обоснования грызунов. Летом бобр был замечен при миграции. В прошлом году небольшие запруды на ручьях наблюдали на окраине Тирасполя. В таких случаях экологами принимались меры, чтобы речной «инженер» быстрее ушел. Самое действенное – разрушить плотину. Однако, бобр – редкий трудоголик, за ночь ее восстанавливает. Экологам приходилось шуметь, пугать, чтобы животное поняло, что здесь не место для жизни. И при этом оберегать от местных жителей, которые могли самостоятельно поставить на него капкан.
Бобры могут наносить вред экосистеме в случаях, когда их популяция высокая, а территория проживания животного находится слишком близко к сельскохозяйственным угодьям и населенным пунктам. В таких случаях, плотины могут приводить к разливу воды, затоплению урожая и домов.
Как утверждают специалисты инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, лучше не провоцировать бобра, ведь бывали случаи нападения грызуна на людей.
– Любое животное в целях самообороны будет принимать максимальные меры для собственной защиты. Тем более, если у него есть детеныши. Сами понимаете обостренный инстинкт сохранения потомства. В основном они живут мирно, не подозревая, что порой причиняют неудобства и усложняют жизнь людям, – говорит Сергей Лазуко.
Охота на бобра любого пола и возраста осуществляется с 1 сентября по 31 марта ружейным и безружейным способом.
Как рассказал ведущий инженер по охотхозяйству витебского государственного производственного лесохозяйственного объединения Дмитрий Дикович, учетом охотничьих видов животных, в том числе бобра, занимаются пользователи охотугодий. На основании их данных составляется план изъятия – документ, разрешающий добывать животное в определенном охотхозяйстве в сезон охоты на него.
По официальным данным в области 14, 5 тысячи бобров.
– С 1 сентября текущего года по 31 марта 2024-го по области запланировано к изъятию 2817 бобров, – говорит Дмитрий Дикович. –Наибольшее количество особей в Национальном парке «Браславские озера» – 276.
Больше всего ценится шкура бобра, его мясо. Бобровая струя – в медицинских целях. Мех этого животного не так ценен, как допустим несколько десятков лет назад, когда была мода на бобровые шапки.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.