Как восстанавливался Витебск в первые послевоенные месяцы и годы? Об этом рассказала главный хранитель фондов ВОКМ корреспонденту vitbichi.by

logo
Четверг, 23.06.2022 16:07 | Рубрика: Год исторической памяти
01041

Немало интересных фактов об этом рассказала главный хранитель фондов Витебского областного краеведческого музея Ольга Давидовская, изучившая множество архивных документов.

Витебск был освобожден от немецко-фашистских захватчиков 26 июня 1944 года. Страшную картину наблюдали воины Красной армии, занявшие город в тот день. Многочисленные разрушения, пожары, практически полное отсутствие жителей … Витебск лежал в руинах. Неимоверными человеческими усилиями его возрождали из пепла, и это стало величайшим народным подвигом.

— За первый месяц в фактически безлюдный город прибыло 7744 человека. Население увеличивалось за счет вернувшихся из концлагеря близ деревни Марьяново Лиозненского рай­она, куда оккупанты вывезли перед отступлением почти всех оставшихся жителей Витебска, — объясняет Ольга Давидовская. — Также в город прибывали демобилизованные военнослужащие и те, кто находился в тылу. Возвращение к мирной жизни было радостным и одновременно трудным. В городе отсутствовали электроэнергия, транспорт, наблюдался дефицит стройматериалов, продуктов питания, были разрушены почти все предприятия и учреждения, сохранилось только 10 процентов довоенного жилого фонда. Проводились работы по разминированию зданий, улиц, дорог. 27 июня 1944 года, уже на второй день после освобождения города, начала работу 1-я хирургическая больница по улице Лабазной (современная Чайковского). Нужно было оказывать помощь раненым. В этот же день начал работать радиоузел. 29–30 июня возобновили работу хлебопекарня, два детских дома, филиал института переливания крови. Начались работы по возобновлению водопровода.

В июле 1944-го начали работать 2-я городская и инфекционная больницы, были открыты аптека, дом младенца, детские ясли, пять столовых, четыре магазина. Начала работу санэпидемстанция. Санитарное состояние города было неудовлетворительным, требовались срочные и неотложные меры по борьбе с инфекциями. Работа проводилась в условиях нехватки медикаментов, недостатка кадров.

Как рассказывает Ольга Давидов­ская, важное значение для послевоенного Витебска имело восстановление железнодорожного сообщения. Сразу же после освобождения расчищать руины на разрушенном вокзале и прилега­ющей территории жителям города помогали красноармейцы. Объем работ был достаточно большим и требовал определенного времени. Но уже в июле 1944 года первый поезд пошел на фронт в сторону Полоцка со станции Городок по восстановленному участку пути.

23 июля на Пролетарском бульваре (современная улица Богдана Хмельницкого) состоялся митинг и парад партизан. В этом масштабном меро­приятии приняло участие около 15 тысяч человек — жители города и окрестностей, представители партизанских и воинских соединений.

Люди терпели лишения, но продолжали самоотверженно трудиться.

К концу июля было отремонтировано десять школ, введен в действие мост через Витьбу (ныне Бауманский мост). А 15 августа 1944-го было завершено строительство моста через Витьбу по улице Ленина (современный Октябрь­ский мост). Он был пешеходным, и только к маю 1945 года был возведен мост, пригодный и для движения транспорта.

Проблема жилья продолжала оставаться одной из наиболее острых. Жилой фонд восстанавливался, но очень медленно. Это было связано прежде всего с отсутствием стройматериалов и инструментов. Квартиры под жилье выделялись в первую очередь инвалидам войны, семьям военнослужащих, партизанам и их семьям. Частных домовладельцев «уплотняли», расселяя к ним нуждающихся в жилье трудящихся города. Многие использовали в качест­ве жилья помещения предприятий, организаций, учреждений города и даже храмов. Чтобы занять то или иное помещение, организациям и частным лицам необходимо было получить в гор­исполкоме специальное разрешение. Часто таковое отсутствовало, и незаконно заселившихся граждан вынуждали освободить помещения.

В течение августа 1944-го судоремонтники вели работу по подъему трех затопленных пароходов, была организована лодочная переправа через Западную Двину.

Как отмечает Ольга Давидовская, в августе начали работать первые промышленные предприятия: фабрики «Знамя индустриализации» и имени КИМ, кирпично-черепичный, станко­строительные заводы имени Кирова и имени Коминтерна, завод заточных станков, спиртзавод, хлебокомбинат, мясокомбинат. На фабрике «ЗИ» были оборудованы и начали работу механическая и столярная мастер­ские, из развалин собраны и укомплектованы 30 швейных станков.

22 августа состоялось заседание гор­исполкома, где были определены первоочередные объекты для восстановления: здание городского театра на площади Ленина, больница имени Калинина, школа № 15 (ныне гимназия № 1), пединститут, 1-й, 2-й и 4-й коммунальные дома.

В августе горисполком решал вопросы заготовки дров на отопительный сезон. На дроволесозаготовки привлекалось население города в порядке трудовой повинности. Каждому трудоспособному необходимо было отработать не менее 24 часов в месяц по подготовке жилищ к зиме.

Занятия в пединституте начались 2 октября. В этом месяце начали работать венерический и противотуберкулезный диспансеры, молочная кухня, было открыто 8 магазинов.

В ноябре работники водоканала восстановили свыше 50 километров водопроводной магистрали. Были начаты работы по восстановлению трамвайной сети.

— Первый массовый общегородской воскресник, в котором приняло участие более 12 тысяч человек, прошел 10 декабря 1944 года по постановлению горсовета, — приводит архивные данные Ольга Николаевна. — Жители города разбирали разрушенные здания, заготавливали стройматериалы, очищали улицы, дворы и площади. За 6 часов работы разобрано, очищено и уложено в штабеля 440407 штук кирпича, собрано 630940 килограммов различного металла, очищено 990 квадратных метров строительных площадок, заготовлено и уложено 224 квадратных метра бутовых камней. В 1944 году наиболее отличившимся горожанам выдавалась личная книжка участника восстановления города. Ее получали люди самых разных профессий — от врачей до красноармейцев и пекарей. Такая книжка за самоотверженный труд была выдана научному работнику Витебского исторического музея Галине Амосёнок, сейчас этот документ можно увидеть в экспозиции областного краеведческого музея.

Большую роль в жизни людей послевоенного времени играл кинемато­граф. В 1944 году состоялись первые сеансы в витебском кинотеатре «Спартак» (сейчас это «Дом кино»). Вернувшийся из эвакуации 2-й Белорусский государственный театр начал работу в Витебске в декабре 1944 года. Как и многим другим учреждениям, ему пришлось искать новое помещение, так как занимаемое им до войны здание на площади Ленина было разрушено. Первые спектакли БГТ-2 шли на сцене уцелевшего клуба металлистов (ныне здание на улице Энгельса, 2). К слову, в этом здании с 29 ноября по 3 декабря 1947 года проходили заседания суда над фашистскими преступниками, получившими 25 лет лагерей.

Население продолжало прибывать. К концу 1944 года в Витебске насчитывался 32471 житель. По-прежнему остро стоял вопрос обеспечения горожан жильем — деревянная и каменная застройка была разрушена на 90 процентов. С предприятиями, учреждениями и организациями города заключались договора на восстановление жилых и административных зданий. Однако процесс шел медленно. В каждом районе города были выделены участки для индивидуального строительства. На эти цели можно было получить ссуду в Витебском област­ном коммунальном банке. В январе 1945 года горисполком утвердил проект типовой застройки жилого дома наружным размером 6,5 х 7,5 м. Увеличивать эти габариты запрещалось.

На 1 января 1945 года в городе работало 9 школ, к концу года — 15. Шли занятия в вузах — педагогическом и ветеринарном институтах. Многие здания довоенных учебных заведений были разрушены, поэтому приходилось заниматься в приспособленных для этого временных помещениях.

К осени 1945 года были введены в строй многие общественные здания и сооружения Витебска. В июне 1945 года закончено строительство моста через Лучёсу (современный мост имени Шмырёва). В период строительства моста через Западную Двину горожане пользовались паромной переправой, соединявшей улицы Толстого и Энгельса. Этот вид транспорта был достаточно востребованным: только за май 1945 года паром перевез поч­ти 121,5 тысячи человек.

Уже в 1945 году в Витебске звучала джазовая музыка, в город с концертом был приглашен всемирно известный джазовый трубач, скрипач, дирижер Эдди Рознер.

Тогда же в 1945-м по решению городских властей было заключено трудовое соглашение с московским архитектором и фотографом Андреем Жарковым, по заказу он запечатлел отстроенные здания Витебска, сделал порядка сотни снимков, благодаря чему мы можем увидеть, как выглядели улицы города в то время. Снимки хранятся в фондах област­ного краеведческого музея.

Решение о строительстве нового здания железнодорожного вокзала было принято на заседании горисполкома в сентябре 1945 года. К разборке завалов здания вокзала и других пристанционных зданий было решено привлечь рабочую силу из числа военно­пленных немцев. Строительство вокзала было закончено через семь лет, в 1952 году.

Первую мужскую обувь в Витебске выпустили в 1950-м на фабрике «Красный Октябрь», в экспозиции музея представлены сапоги, которыми был награжден Владимир Сидоров, ударно трудившийся на восстановлении и запуске 1-й обувной линии предприятия. Он очень берег их и не носил, а затем передал в дар музею.

В годы Великой Отечественной войны значительно пострадали многие памятники архитектуры Витебска. Среди сохранившихся — бывшая городская ратуша. При отступлении немцы заминировали здание. Минеры обнаружили в нем 150 тонн снарядов и 15 тонн взрывчатки. 1 июля 1944 года музей возобновил работу, а ровно через год открылась первая выставка — «Витебская область в годы Великой Отечест­венной войны». И сейчас, через 78 лет, экспозиции музея по-прежнему актуальны и открывают для посетителей страницы истории родного города.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Екатерина ПУЧКОВА. Фото из фондов Витебского областного краеведческого музея.