Без срока давности. Рассказывает свидетель преступлений нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны

logo
Суббота, 05.03.2022 13:23 | Рубрика: Год исторической памяти
0828

Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в апреле 2021 года возбуждено уголовное дело по факту совершения нацистскими преступниками, их соучастниками, преступными формированиями в ходе Великой Отечественной войны и в послевоенный период на территории БССР и других государств геноцида.

В ходе расследования уголовного дела прокуратурой города Витебска осуществляются не только сбор вещественных доказательств, относящихся к предмету расследования, установление неизвестных ранее мест захоронения жертв нацизма, допрос потерпевших, но и работа с очевидцами зверств нацистских оккупантов – свидетелями.

Одной из свидетелей по уголовному делу является Зинаида Аверьяновна Комбар, 1933 года рождения.

Она родилась в деревне Зеленица Кличевского района Могилевской области в семье педагога. Отец – Аверьян Михайлович Горбачев, 1912 года рождения, был учителем в начальной школе, где учил 72 ученика. Мать работала в колхозе имени Ильича.

Зинаида вначале проживала в Кличеве со своими родителями, братьями и сестрой. Когда началась война, ей было 8 лет. В Кличев немцы пришли в июле 1941 года. Создали гарнизон.

Отец Зинаиде рассказывал, что в Кличеве до войны было много евреев. И их соседями по дому была семья евреев с двумя детьми.

— По краю деревни текла река Ольса, через нее был мост в лес и недалеко от него был роддом, — вспоминает Зинаида Аверьяновна. — Где-то в сентябре 1941 года немцы собрали евреев, в том числе Нихаму с детьми (соседи семьи Зинаиды) и через мост погнали в сторону роддома. 

По рассказам родителей ей известно, что немцы заставили евреев выкопать яму и всех их расстреляли. После этого семья Зинаиды какое-то время прятала у себя дома супруга расстрелянной Нихамы.

В то время партизанское движение еще только зарождалось. В дальнейшем здесь партизанское соединение под командованием Изоха.

— Помню, — рассказывает Зинаида Аверьяновна, — в августе 1941 года в деревне появился незнакомый мужчина, который имел ярко выраженную еврейскую внешность, и направился к крайней избе, где жила сестра ее деда – тетка Наталья. Он попросил поесть. Она не отказала ему и вынесла еду, и вдруг неожиданно из-за леса деревни показалось несколько немецких мотоциклов. Немцы подъехали к дому, один из них подошел к мужчине, посмотрел на него, произнес: «Юде», выхватил пистолет и выстрелом в голову убил его, после чего с другими немцами уехал.

Зеленчане похоронили убитого еврея на краю соснового бора, который вплотную подходил в дому Натальи, и ухаживали за его могилкой.

День 15 июня 1942 года этот день Зинаида Аверьяновна запомнила на всю жизнь. Они с папой и 8-месячной Людой, ходили проведать старшего брата папы Андрея. Был солнечный день. Возвращаясь, они дошли уже было до центра деревни, как вдруг справа от них над лесом вдали увидели столб плотного густого дыма. Очень испугались, еще не знали, случилось. Поздним вечером пришел человек из деревни Борки и рассказал о том, что немцы всю деревню и прилегающие к ней поселки сожгли вместе с жителями. В то время называлась цифра в 1800 сожженных жителей. После было установлено, что немцы сожгли там более 2000 жителей. Спаслось только 38 человек.
На следующий же день жители деревни стали собираться, чтобы покинуть Зеленицу и спрятаться в глубине леса.

Примерно дней через 10 немцы приехали в Зеленицу и сожгли всю деревню и двух оставшихся в деревне пожилых человек – Григория Белохвостова Григория и мать Василия Грачёва.

После того как деревню сожгли, жители оставались в лесу и строили «курени», наподобие шалаша, крытого еловыми лапками, выкапывали ямочки, чтобы набирать рыжую по цвету воду. Собирали заячью капусту для приготовления супа. Чтобы костры не дымили, когда готовится еда, собирали сухой валежник и сухостойные деревца граба.

Мужчины вначале пытались организовать какую-то самооборону, затем отцу Зинаиды удалось связаться с партизанами, и он ушел к ним. Мама осталась с тремя детьми одна. В лесу жили не меньше месяца. Один раз немцы обстреляли лес с минометов.

Ближе к концу лета немцы пошли в этот лес с облавой на жителей. Кто-то из жителей узнал об облаве и сообщил остальным. Все побежали прятаться. В конце марта 1942 года партизаны разгромили в Кличеве немецкий гарнизон и установили там советскую власть. Мать Зинаиды с детьми решили идти в Кличев. Бабушка отдала им корову.

Дойдя до Кличева, поселились у какого-то дальнего родственника, потом перешли в другое место, часто странствовали по разным местам, потому что боялись, что кто-нибудь узнает их как семью партизана.

Зимой 1943 года жили в деревне Зеленице, в маленькой, уцелевшей после пожара баньке. Отец в это время уже был командиром взвода разведчиков и иногда их навещал.

Папа привозил сводки Совинформбюро, а также листовки и отдавал тете – Марии Митрофановне Кондратенко, которая организовала подпольную комсомольскую организацию, где была секретарем. Там также были Мария Андреевна Горбачева и Дуня Чернявская. Они распространяли листовки.

Немцы время от времени бомбили Зеленицу. Запомнился самолет, который они называли «рамой». Он летал низко. Летчик не только бросал бомбы, но и стрелял из пулемета. С самолета летели маленькие бомбы, жители называли их «термитки», они взрывались и из них выскакивало пламя. Однажды налетел такой самолет, тетя схватила Людочку, они добежали до края огорода и упали в борозды на грядах. Тетя прикрыла собой Люду, самолет стрелял из пулемета. Придя в деревню, услышали недалеко взрыв и женский крик, а через улицу от них жила многодетная семья Гаврилы и Ульяны. Ульяна держала в руках убитого осколком младенца, а лицо ее было в крови, осколком ей рассекло часть губы. В тот день часть домов сгорела от немецких «термиток».
Еще Зинаиде Аверьяновне запомнился день 30 марта 1943 года. Они ютились у деда Ничипора, он жил с дочкой. Было много снега, с братом Леней они пошли в дяде Андрею на Прямой поселок. Когда были у Андрея, узнали, что на краю деревни у жителей остановилась небольшая группа партизан, а когда шли домой, услышали в Прямом поселке стрельбу. Добежав домой, стали быстро собираться. Потом бросились бежать в сторону леса. Поднялась очень сильная метель, поэтому немцы стреляли вслепую из-за пурги.

Немцы подожгли Прямой поселок, жители из леса это видели. Почти все жители успели убежать из деревни в тот день, остались только 9 стариков и среди них двоюродный дед Зинаиды Дмитрий Горбачёв, а также Прокопенко.

Когда жители вернулись в Прямой поселок, то увидели, что в строящийся сруб бани Дмитрия Горбачёва немцы согнали 9 человек и живьем сожгли вместе со срубом. У деда оставались в живых дочка Аня, 1933 года рождения, сын Митя, 1928 года рождения.

В послевоенные годы Аня с мужем поставила на месте той бани крест и ограду, а весной 2020 года государство провело благоустройство памятного места.

Сейчас Зеленица опустела. Люди приезжают только на Радуницу...

Из воспоминаний свидетеля:
«В 1943 году мы оставались после произошедших событий в лесу и сидели под елкой, примерно в апреле нас нашел папа. Завезли нас на хутор Хоново, это примерно в 2 километрах от Зеленицы. Там была хозяйка, и, кроме нас, там скрывалась женщина с Кировска с сыном инвалидом. На хуторе мы прожили до апреля 1944 года.

Фронт в то время был уже возле Рогачёва, и детей партизан решили отправлять за линию фронта. В Усакинском лесу был центр дислокации Кличевских и Кировских партизан.

За нами в апреле приехал в Хоново на телеге партизан-разведчик Жорж Корзун и нас с мамой и детьми повез в Усакинский лес. Там детей передали женщине по фамилии Шамаль, она была папиной выпускницей.

В ту ночь вечером на аэродром прилетело не менее 2 «кукурузников». Меня с Людой и раненого партизана посадили в хвостовой отсек, а брата Леню – в другой самолет, возле летчика, и мы полетели на освобожденную территорию.

Брат видел через окно самолета, как небо полосовали прожекторы и разрывы снарядов. Мы прилетели в город Пропойск, сейчас это Славгород. Нас встретили и забрали в детдом. Там нас потом нашли родители. Перевезли после войны в Кировск».

Отец Зинаиды, уйдя в партизаны летом 1942 года, сначала был рядовым, затем командиром взвода разведчиков, участвовал в различных операциях и в мае 1943 года был награжден медалью «Партизану Отечественной войны » II степени. Затем был судьей Кировской бригады. Имел и иные военные награды.

Когда был освобожден Кировск, его оставили там работать и поставили сначала заврайоно. Он восстанавливал колхозы и советскую власть. Потом его назначили завотделом пропаганды и агитации Кировского райкома партии. Работал секретарем партийной организации МТС. В партию вступил в конце 1942 года, находясь в партизанах. Возглавлял колхоз «Новая Жизнь» с центром в Капустино. Позже стал директором Михалёвской средней школы Могилевского района, а потом работал директором Бортниковской 8-летней школы Бобруйского района.

В послевоенные годы Зинаида окончила филфак БГУ и пошла по педагогическим стопам отца, трудилась преподавателем русского и немецкого языков, была завучем школы, имеет награды за свой нелегкий труд.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Евгения САДОВСКАЯ, старший помощник прокурора города Витебска. Фото из архива «Витьбичей».