Витебский концерн «Мясо-молочные продукты» последовательно смещает производственные и экспортные приоритеты предприятий в сторону продукции с высокой добавленной стоимостью

logo
Воскресенье, 19.11.2023 08:59 | Рубрика: Экономика
02647
Правильность такой трансформации в очередной раз подтвердило недавнее участие витебских производителей в двух выставках на разных континентах — в Азии и Северной Америке.


С производством качественных высокомаржинальных продуктов специалисты связывают будущее мясо-молочной отрасли. Чтобы занять выгодные ниши и надежно в них закрепиться, важно не только развивать производственные мощности, но и подтягивать маркетинг, выстраивать оптимальные торгово-логистические цепочки. На увеличение выпуска более доходной продукции руководство гособъединения постоянно ориентирует предприятия.

— О результатах таких усилий свидетельствует статистика за десять месяцев. Например, объемы молочных консервов удалось нарастить более чем в 1,4 раза. Темп роста производства цельномолочной продукции составил 115 процентов. Добавлю, что на нее приходится 17 процентов в общем объеме производства предприятий концерна. Такая же динамика по мясопереработке: выпуск мясных консервов увеличился на 12 процентов, а, скажем, консервов для детского питания — на 16. Эти товарные позиции мы активно продвигаем также на внешние рынки, — подтверждает цифрами позитивную тенденцию заместитель генерального директора концерна Татьяна Воробьёва.


Новая логистика и старые рынки

Смещение производственных приоритетов повлекло и изменение структуры экспорта, констатирует Татьяна Воробьёва. Вырос удельный вес таких маржинальных продуктов, как сливочное масло (на 0,4 процентных пункта), цельномолочной продукции (2,4 процентных пунк­та), молочных консервов (1,2 процентных пункта), колбасных изделий ( 0,3 процентных пункта).

В целом география экспорта предприятий концерна охватывает 19 стран. Основным торговым парт­нером остается Россия, куда уходит более 90 процентов поставляемой на внешние рынки продукции. В партнерском перечне 39 субъектов Российской Федерации, причем наша продукция с успехом добирается и до отдаленных мест — в Амурскую и Иркутскую области, Алтайский край, Республику Бурятию.


В условиях внешних ограничений переработчикам Витебщины, как и всем белорусским экспортерам, пришлось заниматься переориентацией поставок на рынки дружественных стран, в том числе дальней дуги. Сейчас в активе концерна новые направления — Турция, ОАЭ, Сирия, Ирак, Северная Корея, Киргизия. Параллельно удалось расширить присутствие на традиционных рынках. Например, поставки в Азербайджан выросли в 7,5 раза, причем за счет и высокомаржинальных продуктов. На грузинский рынок экспорт увеличился в 1,8 раза, в том числе благодаря росту продаж мясных консервов. К слову, в целом по этому виду продукции темп роста экспорта составил почти 162 процента. Поставки фасованного масла выросли примерно в 1,6 раза, а молочных консервов — в 1,2 раза.

Традиционно витебские продукты полностью соответствуют самым высоким критериям полезности, качества и безопасности.

Но как стать ближе к зарубежному потребителю, причем не только в переносном, но и прямом смысле? В поиске ответов на вопросы специалисты посетили в начале ноября две международные выставки в китайском Шанхае и через океан — в столице Кубы.


Китайский интерес

Безусловно, китайский рынок является одним из наиболее емких и перспективных для отечественных производителей. Не случайно, основу витебской делегации на Международной выставке импорта в Шанхае составили специалисты предприятий концерна «Мясо-молочные продукты», которые продвигают свою продукцию под единым брендом «Витебский экопродукт».

Сегодня наши производители взаимодействуют с китайскими партнерами преимущественно через трейдеров. Специфика деловой культуры Китая и высококонкурентная среда этого рынка осложняют прямые контакты с потребителем.

— Отправляясь в Поднебесную, мы ориентировали предприятия на поиск партнеров для работы без посредников, чтобы повысить эффективность внешнеторговых сделок. Кроме того, ставилась задача расширить знания специфики китайского рынка, особенностей потребительской культуры и вкусовых предпочтений. И предварительные результаты командировки свидетельствуют, что во многом это получилось, — рассказал генеральный директор концерна Сергей Качанов.

В частности, в активе наших производителей несколько договоренностей с китайскими торговыми организациями о прямых поставках. В проработке вопрос о совместной деятельности по организации мелкофасовочного производства продукции на одном из предприятий Витебщины. Китайских партнеров очень интересует именно мелкая фасовка (200, 500 граммов и т. п.), например, сухого обезжиренного молока, и витебские производители рассчитывают на долгосрочное сотрудничество в этом направлении, пояснил Сергей Качанов.

— Еще интересный момент: по итогам переговоров на выставке готовим соглашение о поставке на китайский рынок так называемого желчного камня, который широко используется в китайской народной медицине, а у нас является утилизируемым сырьем. Кроме того, китайские партнеры заинтересованы приобретать непищевые отходы (кости КРС). Всё это для нас — дополнительные источники формирования экспортной выручки, — подчеркнул Сергей Качанов.

Заокеанские перспективы

На 39-й Международной Гаванской выставке-ярмарке FIHAV-2023 свой потенциал представляли Витебский мясокомбинат, Полоцкий молочный и Оршанский мясоконсервный комбинаты.




— Куба для нас — очень интересный и емкий рынок, куда мы уже делали разовую поставку сухого молока. На выставке продукция наших предприятий вызвала большой интерес у кубинцев, в том числе есть спрос на наши мясные консервы. Причем в ходе переговоров выяснилось, что потенциальных партнеров полностью устраивает предлагаемая нами цена продукта. Безусловно, есть вопросы, требующие проработки. Но они все решаемые, — поделилась впечатлениями Татьяна Воробьёва.

Через считанные дни после окончания выставки в концерн поступило первое предложение: кубинский субъект хозяйствования готов заключить контракт на поставку партии сухого обезжиренного молока в объеме 20 тонн, которое он намерен реализовывать под собственной торговой маркой.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Сергей КОЧЕТОВ. Фото Олега КЛИМОВИЧА.