Обидно, что делал добро, а никто не похвалил? Это от гордости, отмечают святые отцы. Почему так важно побороть гордыню

logo
Пятница, 19.11.2021 10:23 | Рубрика: Религия
04277
Делал добрые дела, а за них не хвалили. Отсюда обида, раздражительность. Случился конфликт, продолжаешь стоять на своем, как будто обязательно нужно побороть соперника, иначе покажешь свою слабость. Такое бывает от гордости, отмечают святые отцы. По словам преподобного Антония Великого, все грехи мерзки пред Богом, но всех мерзостнее — гордость сердца. Как стяжать смирение и что есть смирение, почему важно побороть гордыню? Об этом мы беседуем с директором Витебского женского духовного училища протоиереем Александром Лесовым.

  • Некоторые люди ассоциируют смиренность с покорностью, униженностью, угодничеством. В чем несправедливость подобных суждений?
— Смирение по отношению к Богу — это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, а не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей, стремление подчинить свою волю воле Божьей, благой и всесовершенной. Однако смирение — не синоним бездействию. Конечно, нужно искать способы выйти из трудного положения, но если что-то не получается, ни за что не пускать в сердце печаль или уныние. Смиренный человек принимает жизненные невзгоды со словами: «Боже, да будет воля Твоя на все». Смирение — это и уверенность в Боге, в Его заботе о нас. Если с нами Бог, то нами многое достижимо.

По отношению к другим людям смирение — отсутствие гнева и раздражения даже к тем, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Искренняя незлобивость основана на том, что Господь любит и того человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя. Смирение вовсе не предполагает потворство злу и безропотное созерцание, когда твой ближний испытывает страдание от злого умысла другого человека. Предотвращение насилия по отношению к ближнему не идет наперекор понятию «смирение». Суждения о том, что это — качество, свойственное рабам, неспособность постоять за себя или свои интересы, крайне несправедливы. Если человек стяжал смирение, это говорит о наличии в нем силы воли и духа, мужества, мудрости и любви.

Попробуйте простить обидчика, не мстите ему, не зложелательствуйте. В случае своего успеха сдерживайте себя от больного самолюбия и самолюбования. А добрые дела так делайте, чтобы о них не знал ни один человек. Старец Гавриил (Ургебадзе) говорил, что добрые дела откроют двери рая, смирение введет вас в рай, а любовью вы узрите Бога.
  • Отец Александр, что значит мыслить о себе со смирением?
— Видеть собственные недостатки, а не другого человека. И в конфликте смиренный человек, если виноват, сумеет повиниться и произнести искреннее «прости»...
  • Смирение и гордыня — два полюса, два типа поведения, два состояния человеческой натуры. И вот они сталкиваются… Смиренный человек отступается и… проигрывает?
— Поймите, смирение — это мир с Богом в любых, самых крайних обстоятельствах, смиренный человек — тот, кто всегда побеждает зло, но только добром. По слову апостола Павла, «побеждайте зло добром».

В православном вероучении смирение противопоставляется гордыне, она — в необоснованной убежденности человека в собственной исключительности по сравнению с другими людьми, в завышенной самооценке и непомерных амбициях. Человека, у которого нет смирения, можно сравнить с пьяным, находящимся в эйфории, думающим, что море по колено. Пребывая в духовной эйфории, человек не видит себя со стороны и не может правильно оценить ситуацию, в которой находится, заблуждается в части восприятия себя и окружающей реальности. Смирение же выступает лекарством, антидотом, позитивной противоположностью гордыне. Она неадекватна по своей природе, а смирение является трезвым видением самого себя.

Пример губительной гордыни Спаситель привел в притче о мытаре и фарисее. Некий фарисей зашел в храм и начал молиться: «Боже! Благодарю Тебя за то, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю…» Представьте, что ваш ребенок приходит к вам и говорит: «Как замечательно, что я умен, велик, талантлив, добр, лучше, чем мои тупые и презренные одноклассники». Ничего, кроме ужаса, эти слова вызвать не могут. Мы все являемся детьми Небесного Отца. И такая гордыня перечеркивает все наши добрые дела и успехи. Кто сознает в себе много добрых дел, говорит святитель Иоанн Златоуст, но не будет при этом думать, что он последний из всех, тот не получит никакой пользы от сделанного. А старец Паисий сравнивает наши добрые дела с нулями: у кого много добрых дел, у того длинный ряд нулей, у кого мало, у того короткий, но в сумме и у тех, и у других все равно будет ноль, если Бог не поставит впереди единицу. А поставит Он ее лишь в том случае, если мы имеем смирение…
  • Как этому научиться?
— Исполнением евангельских заповедей. Божественные требования к человеку заключаются в призыве любить Бога всем умом и сердцем, а ближнего как самого себя (Мк.12:29—31). Все внешние испытания для человека являются возможностью стать сильнее. Это достижимо только при соработничестве с Господом. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Беседовала Наталия КРУПИЦА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.
Оставить комментарий
Текст сообщения*
Обновить Защита от автоматических сообщений