Экстренный вызов после арбуза с орешками. Витебские медики спасли жизнь ребенку

logo
Пятница, 13.09.2024 14:27 | Рубрика: Происшествия
04928

13 сентября / "Витьбичи" / Нина Писаренко/. Отек Квинке (с подозрением на анафилактический шок) развился у десятилетнего мальчика после употребления арбуза и кедровых орешков. Жизнь ребенку спасли витебские медики и прежде всего — бригада интенсивной терапии Витебского областного центра скорой медицинской помощи в составе врача Вероники Щемель, фельдшера Марины Франскевич и санитара Марины Лихолет. 

Как гром среди ясного неба

Ничто не предвещало беды. Бабушка купила очередной арбуз — кстати, целый, несмотря на его внушительные габариты. Старший внук от арбуза отказался, младший, десятилетний, — поел с аппетитом. Затем дети, как водится, уткнулись в телефоны — был конец августа, каникулы. 

Бабушке угощения показалось мало, и часа через полтора она предложила внукам кедровые орешки. Понемногу, буквально по десертной ложке, одному и столько же второму. Только вышла из комнаты, где находились дети, как к ней в кухню прибежал младший внук — с выпученными глазами и держась за горло.

— Ты что мне дала?! — закричал, не сдержавшись. — У меня во рту все горит.

— Господи, да ничего не дала, — растерялась женщина. — Ты же сам видел — орешки из пакетика…

Не успела договорить, как у внука открылась рвота. Дали воду, но он продолжал жаловаться, что ему плохо — сдавливает горло, тело начинает чесаться. Усадили ребенка перед открытым окном, его мама достала аптечку, чтобы взять противоаллергическую таблетку. Бабушка, хоть и была близка к панике, каким-то шестым чувством поняла, что надо немедленно вызывать «скорую».

Вызов приняли, сказав:

— Ждите, бригада выезжает.


Таблетка ребенку не помогла, состояние ухудшалось — дышать становилось все труднее, начало отекать лицо, появилась крапивница. Для бабушки время остановилось — казалось, что с момента звонка в «скорую» прошла вечность. Звонила по номеру 103, как потом выяснилось, через каж­дую минуту — пять раз за семь минут. Через семь минут, к общему облегчению, к подъезду бежала бригада интенсивной терапии.

— Отек Квинке, под вопросом — анафилактический шок, — таким был вердикт медиков.

Действовала бригада профессионально — быстро и четко. Фельдшер ставила катетер в вену на ощупь — вена не просматривалась. И поставила! Ввели одно лекарство, второе и велели собираться с ребенком в больницу. 

Доставили в клинику быстро. Семья благодарна и бригаде, и коллективу аллергологического отделения Витебского областного детского клинического центра (к слову, аллергии у ребенка не было и нет — анализ это подтвердил) за оперативность и профессионализм. С ситуацией справились, хотя отек нарастал еще в течение нескольких часов. Спустя полтора дня мальчика благополучно выписали из стационара.

По правде говоря, ни мать, ни бабушка так и не поняли, почему всё случилось. Арбуз был куплен на рынке, орехи (в герметичной упаковке) — в специализированном магазине. То и другое ребенок до этого ел, аллергией не страдает, и пожалуйста, такое опасное для жизни состояние. Вполне возможно, орехи были чем-то обработаны (чем конкретно, установить не удалось), а в арбузах оказались нитраты, и всё вместе вызвало столь специфическую реакцию организма, когда жизнь мальчика висела на волоске. 

Когда вызов экстренный

Мы обратились к главврачу Витебского областного центра скорой медицинской помощи Виктору Гомонову с просьбой ответить на несколько вопросов относительно данной ситуации.

— Виктор Григорьевич, семья пострадавшего ребенка особенно благодарна вашей службе — бригада приехала спустя семь минут после вызова. А по нормативам в течение какого времени обслуживаются подобные вызовы?

— Поясню для начала. Вызовы бывают экстренные, как в данном случае, когда есть угроза здоровью и жизни, — к ним относятся несчастные случаи, случаи с внезапной потерей сознания, нарушением дыхания и другие, и неотложные, например, к больным, страдающим хроническими заболеваниями, когда вызов может быть обслужен в течение часа. По нормам экстренный вызов должен быть передан бригаде в течение пяти минут, на дорогу, если это в городе, отводится пятнадцать минут. Но мы стараемся, чтобы «скорая» приехала максимально быстро, и бывает так, что вызов передаем любой бригаде, которая в этот момент находится ближе, тем более, что специалисты у нас грамотные и оказать адекватную помощь могут все.


— Бабушка, когда у нее прошел шок, вспоминала добрым словом вашу диспетчерскую службу — диспетчер, несмотря на панику звонившей, оставалась невозмутимой и сосредоточенной. Как это достигается?

— Такое поведение диспетчеров соответствует алгоритму приема вызовов, который у нас разработан. К тому же они являются своего рода психологами, проходят соответствующее обучение и знают, как разговаривать с пациентами и родственниками.

— Как часто приходится принимать экстренные вызовы?

— Судите сами. Если сейчас, в начале осени, мы обслуживаем в сутки от 350 до 400 вызовов, хотя день на день не приходится, то экстренные вызовы среди них составляют четверть, а иногда и треть. 

Как проинформировала заместитель главного врача по педиатрии областного детского клинического центра Ирина Юнес, количество пациентов с пищевой аллергией сейчас на обычном, среднестатистическом уровне. Всплеск поступлений пациентов приходится не на лето или осень, а на Новый год, что связано с активным употреблением детьми конфет и цитрусовых.

В областном центре гигиены и эпидемиологии проинформировали, что в арбузах, исследованных службой в этом сезоне, не обнаружено превышения допустимого уровня нитратов, а вот в дынях превышение было. Вместе с тем специалисты службы напоминают, что бахчевые культуры, как и другую продукцию, следует покупать только в специально отведенных для этого местах и при покупке интересоваться, есть ли у продавца документ, подтверждающий их качество и безопасность.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Нина ПИСАРЕНКО. Фото Виталия САПРОНЕНКО.