В Центре здоровья молодежи, работающем в центральной поликлинике (улица Чкалова, 14В) Витебского областного детского клинического центра, трудятся специалисты, которые помогают подросткам взрослеть, успешно преодолевать трудные ситуации своего возраста. Об этом мы беседуем с психологом центра Инной Титовой.
- Инна Владимировна, как характеризуется само понятие «подростковый возраст»?
— Это кризисный период в жизни человека, когда происходят большие психологические, физиологические и
гормональные изменения. Подростку предстоит из ребенка превратиться во взрослого человека. Все это сопровождается огромными трудностями. Причем трудно не только с подростками из-за их эмоциональной неустойчивости (пик ее у девочек приходится на 13—15 лет, у мальчиков — на 11—13), а трудно и им самим, поскольку на психику ложится большая нагрузка. Ребенок не может привыкнуть к своему быстро меняющемуся телу. Независимо от внешних данных, в этом возрасте почти все подростки считают себя едва ли не уродливыми. В их среде много агрессии. Самооценка у большинства, как правило, низкая, а чтобы возвыситься на фоне сверстников, они не находят лучшего способа, как унизить другого. Распространены клички, обзывания.
- Но ведь это касается всех…
— Да, но те, у кого психика сильнее, устойчивее, не обращают внимания, просто смеются над этим. А дети ранимые воспринимают унижение в своей среде очень болезненно, особенно если у них нет поддержки дома. И оставлять подростка с такими переживаниями один на один ни в коем случае нельзя.
- Что в такой ситуации надо делать?
— Несмотря на стремление к самостоятельности, самое важное для подростков — иметь поддержку родителей. А они порой, начитавшись литературы о необходимости в этом возрасте сепарироваться, понимают все буквально и отпускают ребенка в самостоятельное плавание. Я им объясняю, что в поиске себя, своей идентичности независимость подростку важна. Но когда он сталкивается с трудностями, тревогой, то очень нуждается в заботе и внимании. Не получая их от родных, он может искать это на стороне, у других людей, что чревато попаданием в плохие компании. Когда баланса в детско-родительских отношениях нет, дети жалуются на то, что дома их не слышат, не замечают, не любят. Так прямо и говорят. А родители расписываются в своей беспомощности: я совсем с ним не справляюсь.
- Как вы рекомендуете поступать тем и другим?
— Подчеркну, что в таких ситуациях очень важно обратиться за помощью к специалисту, а не черпать различную информацию в интернете. Мы проводим тренинги по теме «кризис идентичности». Есть и анонимный прием, если дети не хотят, чтобы их проблемы решались с участием родителей. Очень хороший эффект дает работа в психологических группах, имитирующих мини-общество. В общении дети прорабатывают различные ситуации, чтобы почувствовать, как на них реагируют другие, где они стесняются, а что их сильно раздражает. Отслеживая эти реакции, они начинают больше себя понимать, видят, что не у одних них такие проблемы, многое осознают, им становится легче. Родители отмечают, что дети меняются, значит, все преодолимо.
- В каких семьях подростковые проблемы выражены сильнее?
— Порой в это время обостряется все то, что возникло еще в детстве. Тяжело проблемы подросткового возраста переживают дети родителей, которые в подобных условиях в свое время находились сами. Я приветствую семейное консультирование, когда папы и мамы хотят разобраться в возникших сложностях со специалистом. Они ведь зачастую срываются на детях из-за своих жизненных проблем и неурядиц. Мама пришла раздраженная с работы и с порога кричит на ребенка за то, что что-то не так положил, не убрал. Или папа, воспитывающий дочь один, начинает безапелляционно диктовать ей, как одеваться, ни в коем случае не разрешает покрасить волосы. Девочка протестует, она хочет быть похожей на сверстниц, не выделяться из их среды. В итоге доходит до серьезного депрессивного состояния, даже самоповреждающего поведения, когда подросток царапает себе руки, выражая так свои отрицательные эмоции. Это не суицидальное проявление, а крик о помощи, особенный способ успокоиться: сосредоточиться на боли, отбросив на время первопричину проблемы.
Очень удивляет, когда родители знают о таких проявлениях и не делают выводов, продолжают строго настаивать на своем. А всего-то и надо, что замечать любые достижения и хвалить ребенка, не навязывать свое мнение, поддерживать интерес, который он проявляет. Даже если вам это не очень по душе! Важно видеть в сыне, дочери личность, не сбрасывать со счетов их представление о будущем, не навязывать свои цели и задачи. Интересуйтесь компанией сверстников, в которой подросток проводит время, можно даже пригласить их к себе домой, пообщаться в непринужденной обстановке. Если вы найдете общий язык, это очень поспособствует нормализации отношений.
Конечно же, подростковые проблемы больше характерны для неполных семей, на приеме у нас до 80 процентов детей, где мама занимается воспитанием одна. Ей приходится выполнять и женские, и мужские обязанности, она постоянно тревожится, справляется ли. В определенном возрасте ребенок идентифицируется со своим полом. А когда у мальчика нет примера для усвоения мужской роли, он становится уязвимым. Ни в коем случае мамам после развода нельзя в разговоре с ребенком характеризовать папу плохими словами. В таком случае он отделяет от себя мужскую часть, и все эти эмоции не проживает. Непонимание, неполнота чувств давят дополнительной тяжестью на его психику.
- К каким серьезным нарушениям в итоге приводят нерешенные вовремя проблемы уязвимого возраста?
— Нередки депрессивные состояния. На фоне эндокринной перестройки организма порой для них даже нет иных серьезных причин. Хорошая, старательная в школе девочка в последний год совсем закрылась, почти не разговаривает. Она стала плохо есть, все время хочет спать, что является признаками депрессии. Хорошо, что мама сразу же забила тревогу, пришла с ребенком к психологу. Разговариваем, выясняем. Заниматься в психологической группе она не хочет, общения боится. А ведь только в общении подростков развивается их психика, какой бы важной ни была учеба. Если общения не хватает, подросток начинает накручивать себя, понимает, что с ним что-то не так. Проблему нужно вскрывать, помогать познать себя через взаимодействие со сверстниками. Если депрессивное состояние проявилось недавно, родители заволновались и приняли меры, наладить все возможно, даже если ребенок будет ходить к специалисту в течение не одного месяца. В противном случае надо прибегать к помощи психиатра, это уже медицинская проблема, а не педагогическая.
- Участившиеся случаи подростковой анорексии — это проблема того же ряда?
— Анорексия была всегда, но гораздо реже, чем сейчас. Родители обращаются к психологу, конечно же, не из-за проблем с весом у своего ребенка. Но когда начинаешь выяснять, как он спит, как ест, видишь, что банальное стремление улучшить фигуру, зачастую за компанию с подружкой, зашло очень далеко. А родители и не замечают, что дочь ростом под метр семьдесят весит всего 45 килограммов!
В подростковом возрасте почти нет девочек, довольных своей фигурой. Влияет и семейный перфекционизм, когда все должно быть идеальным. Говоришь с таким ребенком и понимаешь, что он не осознает, что за неуклонной потерей веса может быть даже физическая смерть, относится к этому спокойно. В семьях бывает столько контроля за всем на свете, что единственный вариант свободы для девочки — конт-роль за своим весом: хочу поем, хочу — нет, могу после еды вызвать рвоту. Тогда возникает проблема булимии. Причем такие подростки, как правило, себя чересчур худыми не считают. Их не пугает исчезновение месячных, появление других проблем со здоровьем. Нередко девочка 15–16 лет по своему психическому развитию напоминает пятилетнюю, ей страшно взрослеть, она хочет вернуться в детство и контролирует свою жизнь таким неадаптивным способом. Может еще сослаться на то, что мама сказала, что в ее возрасте делала то же самое. А ведь анорексия относится к психическим заболеваниям. Без привлечения психиатра, эндокринолога, других специалистов с ней не справиться. Ко мне на прием с такими проблемами обращаются каждую неделю несколько человек.
- Как поступать, когда возникают сложности во взаимоотношениях мальчиков и девочек?
— Период романтической любви проходит почти каждый. И почти всегда он заканчивается отвержением, разочарованием. Но это тоже этап становления психики.
Разрыв отношений подростки переживают остро, ведь с этим приходит понимание, что ты не владеешь миром, ты не в силах диктовать другому человеку, он не обязан идти на поводу твоих желаний.
Ссора, разрыв воспринимаются как конец света: цели нет, смысла жизни тоже. В подобных случаях пытаюсь объяснить, что порой смысл жизни в самой жизни. Оглянитесь вокруг, рядом есть и другие люди. В конце концов, чем так печалиться, лучше предпринять усилия и помириться. Тогда осознание, границы мира у подростка постепенно расширяются. Родителям нельзя смеяться над этой проблемой ребенка, мол, ерунда, пройдет. Ему нужна опора, понимание. Проблемы влюбленности находятся на втором месте среди причин суицидальных попыток.
- Консервативных взрослых порой очень раздражает внешний вид подростков: тату, пирсинг, неестественный цвет волос. Они таким способом что-то хотят сказать окружающим?
— Зачастую это тоже один из вариантов поиска себя. И если родители встречают подобные желания не в штыки, а пытаются спокойно разобраться в причинах, они достаточно быстро сходят на нет. Но резкая смена внешности, переход на исключительно черный цвет одежды, татуировки на видных частях тела, красные волосы — скорее всего факторы неблагополучия, с причинами которых надо разбираться в индивидуальном порядке. Это тоже своеобразный крик о помощи. У подростка или депрессивное состояние, или повышенная демонстративность, чтобы выделиться и его существование заметили хотя бы таким образом. Чаще всего подобное случается с детьми, которым родители не уделяли внимания в младшем возрасте. А оно им на любом этапе жизни нужно, пусть даже и такое, с негативным оттенком: мама ругается, учитель в школе тоже, но ведь заметили, что я есть.
- Инна Владимировна, сформулируйте универсальный подход к решению проблем подросткового возраста.
— Вредна как гиперопека, так и недостаток внимания. Если опора на родителей есть, в большинстве случаев с детьми ничего плохого не случится. Не справляетесь сами — идите к специалисту. В 2021 году в нашем центре зафиксировано гораздо больше посещений, чем за 2020-й. Приняли более 1200 подростков и родителей. Выросло количество анонимных обращений, их свыше 300. Провожу тренинги с детьми, занятия с родителями, читаю им лекции об особенностях подросткового возраста. Запись на консультацию по телефонам регистратуры: 67-72-85, 67-78-85 — на две недели вперед. Но в сложных случаях не ждите, звоните во второй половине дня по телефону Центра здоровья молодежи 37-24-50. И я найду возможность выслушать, не оставить наедине с проблемой, помочь с ней справиться.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.