Рисует картину звуком — главный звукорежиссер службы звукотехнического комплекса Центра культуры «Витебск» о своем любимом деле

logo
Суббота, 07.10.2023 10:45 | Рубрика: Культура
02890

Главный звукорежиссер службы звукотехнического комплекса Центра культуры «Витебск» и Международного фестиваля искусств «Славянский базар» Руслан Стабровский награжден нагрудным знаком Министерства культуры Республики Беларусь «За ўклад у развіццё культуры Беларусі».

Если зрителям во время концерта совершенно неважно, кто на ходится за микшерным пультом, то артисту далеко не безразлично, какого класса звукорежиссер сопровождает его выступление на сцене. И вклад такого профессионала в успех концерта сопоставим с вкладом самого артиста. При этом звукорежиссер остается «за кадром». Такова его работа, и если она незаметна, значит, сделана качественно. Почти 20 лет, сколько работает в Центре культуры «Витебск», именно так играет свою роль в «мире звуков» Руслан Стабровский. Талант и профессионализм вывели его на линию первых величин. Не случайно генеральный директор ЦК «Витебск» Глеб Лапицкий считает его эталоном в своем «жанре»:

— Руслан Стабровский — наша гордость, звукорежиссер номер один. Он может найти общий язык с любой мировой звездой, адаптировать ее технический райдер к тем возможностям, которые есть у нас, при этом никогда не пострадает качество исполнения. Профессионалы это ценят. Когда готовятся к выступлению на «Славянском базаре» топовые артисты, они прежде интересуются, будет ли Руслан работать в амфитеатре. Без согласования с ним ни на одной фестивальной площадке концерты не проходят. Стабровского приглашают работать на большие концертные мероприятия по всей стране. Он проводил звукорежиссерские мастер-классы в Минске.

Бывает, что талантливые люди не спешат передавать свой опыт, но Стабровский из тех, кто «не жадничает», щедро делится своими профессиональными навыками с начинающими звукорежиссерами. Кстати, когда молодые люди устраиваются к нам на работу, порой спрашивают, какая будет зарплата. Отвечаю им вопросом на вопрос: а сколько вы нам заплатите за то, что будете работать рядом с таким мастером, как Стабровский? Главное, Руслан радеет за наше учреждение культуры. Он верен тем традициям, которые заложили Родион Басс, Олег Афанасьев.

Что ж, показательно. Руслан Александрович, некогда один из первых учеников известного на всем постсоветском пространстве «звукача» Олега Афанасьева, вместе с его профессиональными уроками усвоил и этот — учить молодых.

— Олег Валентинович действительно был глыбой, обладал уникальными качествами, именно он первым начал профессионально заниматься звукорежиссурой в нашем городе. Был одним из лучших в республике. К сожалению, был. Он — моя школа, как и его друг художественный руководитель ансамбля «Верность» Сергей Бачинский, от которого много полезного узнал о том, как выстраивать звуковую палитру, — рассказывает Руслан Стабровский. — У Афанасьева была любимая фраза, которую он говорил молодым: соблюдайте спокойствие за пультом, будьте внимательны, отстраняйтесь от всего внешнего и сосредотачивайтесь на процессе, без этого работа невозможна, каким бы грамотным специалистом вы ни были. Теперь это вслед за ним повторяю и я.

— Руслан, как все-таки начинался ваш путь?

— Если вы о звукорежиссерском образовании, то у меня его нет. Я окончил Витебский государственный технологический университет по специальности «Экономист менеджер». Но за плечами у меня музыкальная школа, где я впервые сел за микшерский пульт. Работал с ансамблем, на дискотеках, за пультом был и в вузе. Повторюсь, у меня — замечательные учителя.

— Что значит быть хорошим звукорежиссером?

— Иметь музыкальный вкус, понимать физику процесса. Хотя последнее больше забота системного инженера, но в реальности творчество и техническая грамотность — составляющие нашей профессии. Время идет, появляется много новинок, которые надо осваивать. Мне это несложно, постоянно слежу за трендами.

Когда-то мы, имею в виду Центр культуры «Витебск» и фестиваль «Славянский базар», первыми на территории стран СНГ получили французское оборудование L-ACOUSTICS, о котором мало тогда у нас знали. Освоили. Акустический комплекс отработал в Летнем амфитеатре 23 года, и он актуален до сих пор. В 2007 году получили цифровые пульты нового поколения, последнее обновление было пять лет назад. Наш микшерный пульт — сердце всего звукового комплекса. И он в мировом топе. Основы работы звукорежиссера, за каким бы пультом он ни сидел, мало чем отличаются, но современная техника позволяет более тонко и бережно относиться к звуку.

— В моем представлении создать музыкальное сопровождение «изображения» на сцене — это художественная работа. Все равно что звуком написать картину.

— Это так. Концертный звукорежиссер находится как бы между двух огней: необходимо выстроить звуковую картину так, чтобы зрителю было все слышно и комфортно находится в зале, а артисту созданная картина помогла бы раскрыть все богатство его таланта, реализовать замысел. В нашем звуковом цеху в Центре культуры есть девиз «Хуже не умеем», ему и следуем. Наша служба несет большую ответственность за качество концертов. Поэтому очень важно, чтобы вся звуковая аппаратура была настроена, работала как единый комплекс. Например, во время «Славянского базара» в Летнем амфитеатре смотрят концерт шесть тысяч человек, а телевизионные трансляции — миллионы. Это же накладывает еще большую ответственность на звукорежиссерскую службу.

Впрочем, в подготовке больших и малых мероприятий, если можно их так разделить, разницы нет: от звукорежиссера всегда требуется качество звука, иначе нет уважения ни к зрителю, ни к артисту, неважно, топовый он или самодеятельный. А значит, и к себе.

Руслан Стабровский — бесконечно творческий человек. Он не только звукорежиссер номер один, но и хороший музыкант, композитор. Автор многих фонограмм, выпущенных в Беларуси. Он пишет музыку к праздничным программам Центра культуры «Витебск». Вместе с режиссером Ириной Ковленой и поэтом Сергеем Тугариновым написал песню «Звезды василькового цвета», которая уже 10 лет — музыкальный символ конкурса молодых исполнителей на «Славянском базаре». Как приглашенный композитор сотрудничал Руслан Стабровский с Национальным академическим драматическим театром имени Якуба Коласа, написал музыку к нескольким спектаклям.

Руслан отмечает, что это тоже интересный опыт — создание музыкальной драматургии, настроения спектакля. Он убежден, что самое главное в любой работе — относиться к ней с душой.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.