Отражение происходящего не должно быть прямолинейным. Такое мнение высказала председатель экспертного совета IFMC Лариса Барыкина, рассуждая о современной хореографии.
Традиционно на Международном фестивале современной хореографии в Витебске параллельно с жюри работает экспертный совет, в который входят хореографы, критики, исследователи современного танца, искусствоведы с разных стран. Для участников конкурсной программы всегда очень ценно услышать отзыв об их работах, в том числе и замечания.
Музыкальный и театральный критик, член экспертных советов жюри международных премий и конкурсов, председатель экспертного совета IFMC Лариса Барыкина поделилась с молодыми танцовщиками и хореографами своими впечатлениями от увиденного во время отборочных туров. Она рассуждала о судьбе современного танца в целом на постсоветском пространстве, тенденциях, которые сложились за историю развития этого направления в искусстве. И назвать ее выводы оптимистичными нельзя.
– Почти все начинают свой путь в современном танце с нуля. Такое ощущение, что никто не хочет учитывать опыт предшествующих поколений. Я с радостью могу констатировать лишь то, что за 30 лет появилось довольно много танцовщиков, которые прилично танцуют. Тела воспитаны. И с помощью этих тел можно многое рассказать, – отметила Лариса Барыкина.
Эксперт уверена, что в искусстве всегда важно отвечать на два вопроса: что и как. Артисты, выходя на сцену, должны поведать зрителям, что их волнует, о чем болит их душа, используя язык хореографии. Лариса Барыкина отметила, что представленные на конкурс постановки не всегда дают понимания о том, чем живет современное поколение, что происходит в обществе.
– Мы живем в разодранном мире и понимаем что наше существование проблемно. И я никогда не призываю к тому, чтобы отражение происходящего было прямолинейным. Это неинтересно, не художественно. Но я должна понять, что волнует человека, который вышел на сцену. Лично я иду в театр, чтобы случился «ожог», чтобы я вышла оттуда другим человеком. Мне важно осознавать, что есть люди, которых что-то ранит так же как меня, – сказала Лариса Барыкина.
Много вопросов у эксперта и к тому, как делаются номера. Ведь без формы нет искусства. И когда хореографическое высказывание длится 20 минут, а зритель считывает его уже на 2-й минуте, то становится непонятно, зачем артисты находятся на сцене, если им нечего больше сказать. Любое произведение – это процесс, и зритель должен видеть развитие, двигаться вперед вместе с героями, уверена Лариса Барыкина. А зачастую артисты предъявляют уже конечный результат. Это не касается миниатюр. Вопросы возникают, когда речь идет о развернутых формах.
Эксперт призвала хореографов избегать штампов и стремления показаться сложными. Говоря о развитии современного танца, она с грустью отметила, что это направление в искусстве так и не обрело статус полноценного вида художественного творчества наравне, например, с балетом. А это еще раз подчеркивает важность фестивалей с длинной биографией, таких, как IFMC.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.