Витебские школьники придумали коучинг-бук «Азбука решения подростковых конфликтов»

logo
Воскресенье, 23.06.2024 16:21 | Рубрика: Общество
01529

Здесь собраны игровые упражнения и техники арт-терапии, которые помогут подросткам правильно взаимодействовать и слышать друг друга в случае конфликта с родителями, учителями или сверстниками.

Не копи в себе обиды

Школьница принесла домой собаку, а ее родители против домашних животных. Подросток не может ужиться с братом в одной комнате. Девушка связалась с плохой компанией и просит совета. У молодого человека затяжной конфликт с родителями из-за плохих оценок.
Каждый день старшеклассники витебской гимназии № 1 имени Ж. И. Алфёрова Константин Барсуков, Александр Машук и Наталья Кузнецова мониторят сообщения в телеграм-канале «Азбука решения подростковых конфликтов», чтобы помогать сверстникам. С кем-то достаточно просто поговорить и про­явить сочувствие, кому-то предложить полезное психологическое упражнение. Телеграм-канал, созданный подростками, — часть одноименного проекта, который вошел в список победителей республиканского тренинга по социальному проектированию АПШИФТ.

ПШИФТ (UPSHIFT) — это международная программа социальных инноваций для подростков и молодежи, которая позволяет
молодым людям выявлять и разрабатывать решения проблем для их сообществ в форме цифровых решений или услуг.
Также она помогает развивать навыки социальных инноваций и предпринимательского мышления. Программа реализуется в Беларуси с 2019 года. В этом году она была посвящена теме психологического благополучия и реализована Институтом психологии БГПУ имени М.Танка в сотрудничестве с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси.
Популярность созданного подростками телеграм-канала потихоньку растет — в него вступают друзья, знакомые, другие учащиеся гимназии. Он становится местом, где можно получить психологическую экспресс-помощь от сверстников.

— Мы проходили специальное обучение, чтобы помогать своим сверстникам справляться с психологическими трудностями. Конечно, если видим, что ситуация серьезная, предлагаем обратиться к профессионалам. Например, на платформу talk2ok.by, где в формате онлайн-консультаций можно бесплатно пообщаться со специалистом, — рассказали учащиеся гимназии № 1 имени Ж. И. Алфёрова. — Самое главное, что мы пытаемся донести своим сверстникам: если тебе плохо, нужно обязательно обратиться за помощью. Люди почему-то боятся психологов. Но, если накапливать в себе обиды, внутреннюю боль, это пагубно влияет на психологическое здоровье и неизбежно приведет к срыву.

Научиться понимать себя и других

Когда подросткам предложили по­участвовать в тренинге АПШИФТ, сомнений в выборе тематики проекта не было. Постоянно общаясь с учениками гимназии, участники команды понимали, что одна из самых актуальных психологических проблем молодого поколения — неумение вести себя в конфликтных ситуациях.

— Когда я профессионально занимался таэквондо, часто попадал в подобные истории, — поделился Александр Машук. — Мальчишки там были боевые, некоторые считали себя сильнее и лучше других, могли позволить и грубое слово, и показать физическую силу. Если бы я знал тогда, как правильно отвечать, многих проблем можно было бы избежать.

— Обычная реакция в состоянии конфликта — это нагрубить в ответ, хлопнуть дверью, обидеться и «закрыться», люди перестают слышать друг друга, — добавляет Константин Барсуков. — Ведь никто не учит нас, как правильно разговаривать в состоянии ссоры. А мы предлагаем действовать разумно! Своим проектом мы хотим научить подростков понимать себя, эмоции близкого человека и дать готовые решения для различных конфликтных ситуаций. А они неизбежны — в школьных классах учатся по 30 человек, у всех разные характеры, с родителями подростки часто выясняют отношения, с учителями.

Так родился коучинг-бук «Азбука решения подростковых конфликтов» для ребят 12–16 лет. Волонтеры планируют использовать его для работы с учащимися гимназии, но в перспективе верят, что им смогут воспользоваться все школьники Витебска.


Случился конфликт? Ты не один!

Проанализировав, какие конфликты чаще всего происходят в подростковой среде, в коучинг-буке появилось три раздела по разным направлениям конфликтных ситуаций: подросток –родитель, подросток — учитель, подросток — подросток.

— Для нас было важно, чтобы сверстники в роликах рассказывали именно реальные истории о конфликтах, которые случаются в жизни практически каждого подростка, — признались создатели коучинг-бука. — Мы хотели, чтобы ребята увидели — они не одни! Что другие также слышат от родителей фразы: «А вот наш сосед Петя… Не то что ты!», «А вот я в твоем возрасте…», «Как ты себя ведешь? Я бы так никогда не поступил…». Мы предлагаем читателям коучинг-бука посмотреть на ситуацию со стороны и задуматься, почему родители, сверстники или учителя поступают определенным образом.

Каждый раздел коучинг-бука построен по единому принципу. Сначала читатель знакомится с видео-историей подростка, затем проходит тест. Например, на тему «Понимают ли вас родители?». Потом упражнения по арт-терапии для проработки эмоций и рекомендации по теме «Как правильно договариваться с родителями». Так конфликтная ситуация рассматривается комплексно.

От переживаний к решению

Создатели коучинг-бука поделились своим видением, какой основной камень преткновения в отношениях между подростками и родителями.

— Личный протест, нежелание соглашаться с теми условия, которые ставят взрослые. Многие родители не готовы к взрослению своего ребенка, заняты своими делами и мало времени уделяют совместному общению, навязывают личный опыт, часто собственные амбиции, — считает Александр Машук. — Я знаю реальные истории среди сверстников, когда родители настаивают в обучении на определенной специальности, а у ребенка совершенно другие мечты, и его просто не слышат. Банальный беспорядок в комнате подростка тоже часто волнует родителей и становится поводом для конфликта.

— Обучаясь в гимназии, часто замечаю, что некоторые родители предъявляют завышенные требования к своим детям, ставя им задачу быть идеальными во всем, — отметила Наталья Кузнецова. — Сейчас я узнала, как это преодолевать и прорабатывать такие обиды, готова этому учить других. В том числе благодаря упражнению «Моя обида в виде транспорта», которое вошло в коучинг-бук. Нужно вспомнить обиду, которую ты испытываешь прямо сейчас или пережил в прошлом, и сконцентрироваться на возникших чувствах. Затем на горизонтальном листе А4 в любой его части нарисовать транспортное средство, потом флажок, природный ландшафт и провести пунктирной линией маршрут от транспортного средства до флажка. В нашем коучинг-буке мы даем подробную расшифровку, как интерпретировать полученный рисунок. Например, если в качестве ландшафта вы нарисовали лес, значит, у человека есть потребность много раз проговорить случившуюся ситуацию. Пустыню — у вас есть желание побыть в одиночестве. Если на картинке вы изобразили облака, значит, уходите в «позицию ребенка» и не хотите брать на себя ответственность.

Беседа на равных

На сегодняшний день все материалы к производству коучинг-бука готовы. Команда планирует выпустить 100 печатных экземпляров, активно продвигать и онлайн-версию.

— Участники команды тренинга АПШИФТ из нашей гимназии — это группа волонтеров-инструкторов, прошедших обучение под руководством педагогов и психологов в рамках проекта «Апробация модели создания дружественной и поддерживающей среды». Каждый этап подросткового проекта был протестирован на учащихся гимназии. Мы уже внедряем коучинг-бук в нашем учреждении образования. Интерес к проекту со стороны гимназистов позволяет надеяться, что он перспективен, а главное — будет полезен подросткам, которым наша команда сможет помочь справиться с бушующими эмоциями и научить конструктивному взаимодействию с окружающими, — уверена заместитель директора по воспитательной работе гимназии № 1 имени Ж. И. Алфёрова Василина Кузнецова. — Конечно, это не универсальное средство от конфликтов, но мотивировать на самопознание и поддержать подростков в сложной ситуации он может. И если наши волонтеры смогут помочь хотя бы одному человеку, это уже результат.

— Почему важно, чтобы подобные проекты для подростков создавались именно сверстниками?

— Всё, что сделано самим подростками по их же инициативе, — бесценно. Считаю, что такие проекты наиболее эффективны, так как они созданы «для себя и про себя», и поэтому понятны и интересны подросткам. Я сама получила большое удовольствие, работая над проектом «Азбука решений подростковых конфликтов» совместно с гимназистами. Это помогло мне, взрослому человеку, вернуться в детство. И осознать, что те же подростковые проблемы, которые переживали мы, переживают современные подростки: родители не слышат, учителя недооценивают, сверстники не понимают… Однако сегодня информации по теме психологии значительно больше, она проще, доступнее. Любой подросток может заняться самопознанием, получить квалифицированную помощь и главное — знает, куда обратиться за помощью. От подростковых переживаний уйти нельзя. Нужно учиться преодолевать этот сложный период, осваивая навыки конструктивного взаимодействия и сохранять психологическое благополучие.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: По материалам ЮНИСЕФ.