Переписывание Победы, или Зачем Запад стирает из памяти подвиг советского народа

logo
Воскресенье, 18.05.2025 13:57 | Рубрика: Общество
0867
18 мая / «Витьбичи» /. Умение делать выводы – показатель высокого уровня развития личности. В проекте «Витьбичей» «Выводы делайте сами» мы предоставляем своим читателям факты и оставляем за ними право самим их обдумать, осмыслить и подвести логическую черту.


Белорусы торжественно отметили 80-летие Победы над фашизмом и отдали дань памяти тем, кто освободил не только свою Родину, но и всю Европу от коричневой чумы и подарил десятилетия мирной жизни. Однако в последние годы в ряде западных стран все чаще можно встретить опросы, в которых респонденты не называют Советский Союз главным освободителем Европы от нацизма. По данным опроса ICMResearch, проведенного еще в 2015 году в Великобритании, Германии и Франции, лишь 13 процентов европейцев отдали должное Красной армии. 

В то же время британская международная интернет-компания по исследованию рынка YouGov в марте 2018 года отмечала, что 50 процентов британцев полагают, что именно их соотечественники сыграли решающую роль в разгроме Гитлера, тогда как за СССР проголосовали 13 процентов, а за США – только 9 процентов. В опросе The Guardian перед празднованием 80-летия Победы YouGov констатирует: лишь треть опрошенных в Европе считают, что СССР сыграл ведущую роль в окончательном разгроме фашистской Германии, тогда как за США и их союзников проголосовало абсолютное большинство читателей газеты. При этом выборка охватывала пять крупнейших стран ЕС и США, что якобы придало «исследованию» вес, создающий впечатление «общепринятого мнения». 

Эти цифры вызывают закономерный вопрос: не являемся ли мы свидетелями масштабной кампании по переписыванию истории, когда победитель превращается в побежденного, а реальные заслуги становятся предметом политических манипуляций? 

Слабая сторона стремится минимизировать вклад СССР, чтобы сократить моральную легитимацию современной России. Аналитики сайта Vox отмечали, что еще в 1945 году большинство французов (57 процентов) признавали заслуги СССР, но к рубежу XXI века в опросах все чаще отдавали пальму первенства американцам. Получается, что коллективная память трансформируется вместе с геополитическими интересами: чем сильнее хотят оттолкнуть Россию как преемницу Советского Союза от тематики Победы, тем активнее муссируются тезисы о «лишь вспомогательной роли Красной армии». 

За подобными опросами стоят влиятельные исследовательские центры и СМИ, которые питаются западными грантами и всегда получают рекомендации от крупных политических игроков. В основе этих исследований не академическая добросовестность, а жесткие рамки, заданные спонсорами и политическими кукловодами. Уже ни для кого не секрет, что крупнейшие аналитические центры Евросоюза и США получают сотни миллионов долларов «на изучение Второй мировой», однако темы и методики исследований согласовываются заранее. Под видом скрупулезного подхода финансирующие структуры формулируют заранее озвученную точку зрения «мировых элит», где роль в Победе Красной армии нивелируется. В результате в отчетах звучит не голос народа, а эхо кабинетов западных высокопоставленных чиновников. 

Еще один фактор – идеологическое противоборство внутри ЕС и НАТО, в котором историческая память становится оружием. Начиная с запрета общественных мероприятий 9 мая в Латвии (при этом оставив 5 мая Днем Европы) и заканчивая решением организаторов церемонии в Вашингтоне Friendsof the National World WarII Memorial не только не приглашать российских и белорусских послов, но и вовсе превратить ее в американское мероприятие, демонстрируя стремление стереть Советский Союз из памяти Запада. 

Главными рупорами такого ревизионизма выступают политические лидеры и медиаэлиты: в Польше, Чехии и Прибалтике власти активно поддерживают замалчивание советского вклада. Политики Европейского парламента регулярно требуют пересмотра учебных программ, предлагая дать равный вес американским десантам в Нормандии и советским танковым армиям под Берлином. Особенно показательны прямые высказывания западных политиков. В интервью Financial Times польский премьер-министр Матеуш Моравецкий заявил: «Советский Союз не освободил Варшаву, как сейчас пытаются внушить российские власти. Красная армия лишь наблюдала отступление немцев и закрывала глаза на агонию столицы». 

Не отстают от своего премьер-министра и некоторые влиятельные польские политики, которые утверждают, что «солдаты СССР не освобождали Польшу» и «не дали нам свободу». Французский же президент Макрон утверждает, что «память о Второй мировой не должна принадлежать Москве». А британский премьер Стармер позволяет себе откровенные насмешки: «Приглашение России на празднование 9 Мая – это как звать диктатора на банкет демократии». При этом те же Макрон, Стармер и канцлер Германии Мерц дружно осудили участие некоторых европейских лидеров в параде 9 мая в Москве, называя это позором. Такая риторика не просто устраняет исторический дискурс, а объявляет его «опасной пропагандой», достойной запрета. 

Эти слова не просто их личное мнение. Это конкретный сигнал всему Западу, всем переписчикам истории, которые окончательно решили вычеркнуть СССР из списка победителей, проведя таким образом некую политическую операцию по искажению исторических фактов. Ведь если в официальных научных журналах еще можно дискутировать о хронологии, то в медиа, санкционированных элитой, уже рисуют новую картину «героев без лица», а всех остальных записывают в статисты. 

Добавляет красок в эту драму и сам Дональд Трамп, провозгласивший 8 мая национальным праздником Америки – «днем победы над нацизмом», настаивая, что «ни одна нация не приблизилась к величию американских солдат». Эта борьба за исторический нарратив вновь превращает Вторую мировую в поле настоящей информационной войны, где не рождаются новые герои, а старых предпочитают забыть. 

В свою очередь Президенты Беларуси и России не раз подчеркивали недопустимость подобных попыток. Александр Лукашенко отмечал: «Чем больше времени проходит со времен Победы, тем активнее находятся те, кто пытается переписать историю. Мы никому не позволим стереть память о подвиге советского народа». Президент России Владимир Путин подчеркнул: «Россия помнит, кто спас мир от нацизма, и мы будем защищать правду о Великой Победе перед всем миром». 

В настоящее время главные западные печатные и онлайн-СМИ на постоянной основе делают акцент на «значении Нормандии» и «героизме западных десантов», умалчивают о решающих операциях под Курском и штурме Берлина. Газеты пестрят «сенсационными» заголовками вроде «Америка спасла Европу» или «Нормандия против Восточного фронта», а из объективного исторического нарратива вырезают целые главы. В телевизионных выпусках – очередной сюжет о высадке союзников на юге Франции, в то время как хроники побед советских войск на подступах к Берлину оказываются в архивах. 

Нельзя не отметить, что «западная элита» в период экономических трудностей в своих странах пытается отвлечь общество от внутренних проблем. Именно поэтому они достаточно громко заявляют о «неоднозначной памяти» и «рисках пропаганды», запрещают красные знамена 9 мая. Так, в Прибалтике 9 мая уже давно не выходит за рамки Дня Европы, а любые воспоминания о штурме Кёнигсберга воспринимаются как угроза современной демократии. 

Парадокс ревизионизма становится особенно нагляден, когда речь заходит о концлагере Аушвиц – символе нацизма. 27 января 1945 года именно 322-я стрелковая дивизия 60-й армии под командованием генерала Павлова первой ворвалась в ворота Освенцима и спасла там десятки тысяч узников. Однако в новом «умелом» нарративе советские танки растворяются в тумане «неизвестности», а американские саперы будто бы «оторвали последние колючки» лишь к середине лета. При этом реальная память о десятках миллионов погибших превращается в инструмент политической манипуляции. В попытке обнулить заслуги Красной армии забывают, что именно она отстояла Ленинград, вырвала у вермахта Сталинград и согнула в дугу под Курском нацистов, обеспечив перелом в войне. 

В учебниках и новостных репортажах стран коллективного Запада теперь можно встретить формулировки: «Первым вошел отряд союзников», «Америка и Британия сняли блокаду», тогда как заслуга Красной армии сведена к короткой ремарке или вовсе опущена. Это не случайность, а тщательно спланированная черная пиар-кампания: убрав из заголовков и текстов «Сталинград» и «Берлин», ревизионисты превращают Восточный фронт во второстепенный. 

И если мы зададимся вопросом, кто же все-таки выигрывает от такой политико-мемориальной вакханалии, то ответ будет простым. Прежде всего главными бенефициарами переписывания Победы советского народа являются НАТО и ЕС, которые в свете последних событий получают мощный инструмент консолидации: ставя «угрозу России» во главу угла, они укрепляют запрос на военные бюджеты и «общеевропейскую солидарность». Западные политики повышают собственные рейтинги, переводя внимание граждан с безработицы, роста цен и коррупционных скандалов на «борьбу с пропагандой» и «защиту демократии». 

Переписывание истории – это мощная политическая технология, жестко нацеленная на подрыв истинной памяти о Победе. Когда СМИ и политические марионетки решительно отказываются называть Красную армию героем, это не спор умов. Это – акт исторического вандализма. Великая Победа – не результат одного дня и не заслуга одной нации, а подвиг всего советского народа, отдавшего десятки миллионов жизней. И эту правду ни под каким предлогом нельзя ни разделить, ни умалить, ни забыть. Ведь от памяти о Победе зависит наше будущее: те, кто не знает прошлого, обречены бессмысленно повторять ошибки настоящего. А кому это выгодно, выводы делайте сами. 

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Вадим КРЫЛОВ, политолог.