Опять метель: как коммунальные службы работают при обильном снегопаде

logo
Пятница, 09.12.2022 16:36 | Рубрика: Общество
0981

Главные задачи коммунальных служб города при обильном снегопаде — обеспечить пропускную способность транспортной и пешеходной сети, а по окончании осадков наладить эффективную работу по уборке и вывозу снега.

Исходя из этих задач, и организуется работа тех, кто отвечает за уборку города, — государственных предприятий «Гордормост», «ЖРЭТ г. Витебска» и «Витебский Зеленстрой».

Дорожная сеть
На обслуживании Гордормоста находится 562 километра городских улиц. Первостепенное внимание уделяют удалению снега там, где традиционно движение наиболее оживленное, ведь такие участки потенциально аварийно опасны. Это улицы, по которым пролегают маршруты общественного транспорта, въездные группы в областной центр в частности Бешенковичское шоссе, путепровод Полоцкий, микрорайон Билево, Московский проспект.

Как правило, очистку магистралей ведут 6-8 тракторов с отвалами. Техника идет колонной в сопровождении машин ГАИ. Трудовой десант перемещается со скоростью около 30 километров в час. Автоинспекторы по необходимости могут остановить движение другого транспорта, попросить убрать мешающий работе снегоуборочной техники автомобиль. Дорожное полотно очищают на всю ширину, а идущий в хвосте колонны МАЗ с пескоразбрасывателем посыпает его противогололедной песко-соляной смесью.

— С 18 ноября Гордормост работает в круглосуточном режиме, — отметил главный инженер предприятия Сергей Старовойтов. — В ночное время, когда движение замирает, на отвозе снега на специальный снежный полигон в районе Никрополья работает 10 единиц самосвалов МАЗ, днем — пять. Их наполняют лаповые и фронтальные погрузчики. Трактора расчищают дороги, заняты на посыпке тротуаров песчано-соляной смесью. Работают грейдеры.

Очень кстати и привлеченная техника дорожников, ее — грузовики и грейдеры — арендуют вместе с экипажами. Чтобы не было простоев собственных машин, на помощь призвали водителей из сельскохозяйственных организаций Витебского района. За сутки 10- и 20-тонные МАЗы совокупно делают до 50 рейсов.

Как и в предыдущие годы, расчисткой улиц частного сектора занимаются закрепленные решениями администраций районов города предприятия. Посыпка дорог противогололедной смесью — обязанность Гордормоста.

Дворники Гордормоста — ежедневно в среднем 55 человек — вручную расчищают пешеходные переходы, а их в городе около 1000, и остановки общественного транспорта, каковых в Витебске 464. И все же на них в спальных районах скопились сугробы. Из-за оттепели снег в них подтаял, а из-за ударивших морозов превратился в ледяные глыбы. Их убирать куда сложнее.

Возобновившийся снегопад не дает завершить работу по расчистке окраин и спальных районов. Техника и люди работают там, где интенсивное движение. И такая тактика по обеспечению безопасности себя оправдала.

По информации пресс-службы ГАИ УВД облисполкома, в период с 17 ноября, когда выпал первый снег, количество дорожно-транспортных происшествий не увеличилось. Как и при обычных погодных условиях, в Витебске происходит в среднем 15 аварий ежедневно.

Пешеходы
В то время, как автомобилистам обеспечены приемлемые условия проезда, пешеходам приходится тяжелее. Они проторили себе тропинки от подъездов до остановок самостоятельно, не дожидаясь, пока коммунальщики расчистят тротуары, а где-то — и крыльца.

Люди спешат — и падают, получают так называемые гололедные травмы. С начала образования наледи травматологические пункты города ежедневно принимают не менее 10 детей и взрослых, травмированных вследствие падения.

— У нас на обслуживании состоит 1878 придомовых территорий, — рассказал управляющий ЖРЭТом Дмитрий Поляков. — Площадь крылец составляет более 37 тысяч квадратных метров, пешеходных дорожек — почти 530 тысяч «квадратов», асфальтированных участков дворовых территорий и мест стоянок — почти 2 миллиона «квадратов». За исключением асфальтированных площадок эти территории убирают вручную. В штате на данный момент 260 рабочих комплексной уборки домовладений. Кроме как снег убрать, дворники должны выкатить мусорные контейнеры, убрать подъезды. Поэтому после сильного снегопада с лопатами во дворы выходили и другие технические работники.

Как и Гордормост, ЖРЭТ привлекает для борьбы со снегом технику с водителями других организаций, преимущественно частных.

Дворовые территории чистят 20 тракторов с отвалами. В помощь — шесть погрузчиков и два экскаватора для уборки и погрузки снега. Один прицепной и четыре навесных пескоразбрасывателя посыпают песчано-соляной смесью пешеходные дорожки.

Инициатива приветствуется
Кстати, в Минске стоянки убирают сами автовладельцы, в подъездах для них даже лопаты поставили. И в Витебске в этом году появилось много примеров, когда мужчины расчищают въездные пути во дворы и дворовые площадки, на которых паркуют свои автомобили. Видео-сюжеты об этом постоянно мелькают в социальных сетях. Одни комментаторы хвалят инициативных жильцов, другие считают, что уже заплатили за услугу по расчистке снега, и надо только дождаться ее выполнения. Но так ли это?

Поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории общегородского назначения производится за счет бюджета, а не жильцов многоквартирных домов.

Расчистка, которую выполняют жильцы, а не коммунальщики, не будет им оплачена — за этим строго следит государственная служба заказчика в лице государственного предприятия «Витебское городское жилищно-коммунальное хозяйство». Специалисты проводят проверки качества уборки, отслеживают нахождение техники через навигаторы. Если расчистка выполнена некачественно, за нее тоже не заплатят, экономя бюджетные деньги. К слову, к работе в снежные дни претензий не было. Работники ЖРЭТа и Гордормоста потрудились на совесть. Но не везде успели сразу.

Самое время и автовладельцам вспомнить, что их «ласточки» зачастую препятствуют работе коммунальщиков. Стоит вот такая машина, превратившаяся в сугроб, на крайней правой полосе — и мешает работе трактора с отвалом. Ее надо объезжать, не дочищая проезжую часть. А пескоразбрасыватель, боясь «поранить» машину, напротив нее не может посыпать тротуар. Поэтому несколько метров его остаются не обработанными противогололедной смесью. Наверняка недобрым словом в этот момент вспоминают владельца «сугроба» осторожно скользящие вдоль него пешеходы.

А что во дворах? И хотели бы ЖРЭТовцы расчистить стоянку — так она забита легковушками и днем, и ночью. Маневры исключены, особенно в тесных дворах старой застройки. Так что за снежное месиво под ногами жильцам впору «благодарить» несознательных соседей. Ну, нет гаража, жалеешь денег на платную автостоянку — сам возьми лопату в руки, разгреби пару «квадратов». Каждый бы так сделал — и площадка была бы чистой.

Коммунальщикам приходится выслушивать жалобы и в отношении тех территорий, которые они не должны обслуживать. Так, постановлением Совмина № 430 от 22 июля 2020 года определены размеры территорий для выполнения работ по поддержанию их надлежащего санитарного состояния. Согласно этому документу для земельных участков, которые предоставлены бюджетным организациям, — а это наши больницы, поликлиники, школы, детские сады, учреждения культуры, физкультуры и спорта, социального обслуживания — пределы существующих территорий определяются по периметру. Следовательно, обязанность по расчистке подходов и подъездов к таким учреждениям от границ тротуаров или проезжей части лежит на самих учреждениях. Причем расчистку от снега и наледи, обработку противогололедными средствами в условиях обильных снегопадов, метелей и гололедицы следует выполнять постоянно, но не реже одного раза в сутки.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Саша СЕМЁНОВА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.