«Прямая линия» с читателями: Может, и в Витьбе купаться будем?

logo
Пятница, 06.10.2017 18:16 | Рубрика: Вопрос – ответ
011991

Данные Республиканского центра аналитического контроля о качестве воздуха и воды в областном центре свидетельствуют, что оснований для беспокойства нет. За два часа на «прямую линию», которую проводил главный эколог города Валерий Фандо, поступило около двух десятков звонков. Витебчан интересовали самые разные вопросы, начиная от благо­устройства, вывоза мусора и озеленения до мест обитания редких животных и птиц в городской черте.

Вот уже девятый год Валерий Фандо возглавляет Витебскую городскую инспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды. Он человек неравнодушный, воспринимающий мир через призму природоохранных законов. И если видит какое­то нарушение — то ли мини­свалку в лесопарковой зоне, то ли срубленное дерево или тянущийся к солнцу зонт борщевика Сосновского на городской территории, обязательно найдет виновника, который засоряет окружающую среду. А то и сам с примитивной шпагой, которая всегда имеется в автомобиле во время рейдов, пойдет в наступление против зловредного сорняка, не дав рассеяться многочисленным семенам, чтобы не тратить время на выдачу предписаний и составление протоколов. Лишь бы на пользу общего дела.

Валерий Эдуардович в свое время окончил Белорусскую сельскохозяйственную академию по специальности «Инженер­механик». Трудился в Чашникском районе на разных должностях. Возглавлял много лет Витебский райагросервис. С вопросами использования земли, повышения ее плодородия, сохранения земельного и лесного фонда ему приходилось сталкиваться и ранее, а перейдя в экологическую службу, защищает природу и окружающую среду как государственный инспектор.

В редкие свободные выходные навещает мать, которая живет в деревне с символическим названием Зеленая, что в Толочинском районе, чтобы помочь по хозяйству.

— Валерий Эдуардович, так много писали в прессе, в том числе и в «Витьбичах», о том, что в Сураже медведи досаждают местным жителям. Они разрушают пасеки, наводят страх на ягодников и грибников. Правда ли, что и в парке имени Советской Армии ходить небезопасно? Мы так часто приезжаем сюда на городском транспорте собирать грибы. Ходят слухи, что и здесь кто­то встречал следы косолапого. Неужели это так?
Евгения Сидоровна и группа пенсионеров.

— Такие звонки поступали в экологическую службу. И мы не могли не отреагировать. Объехали по периметру всю территорию областного центра, провели мониторинг всех лесопарковых зон. Следов медведей не обнаружено. А вот со стороны Рубы, возле деревни Шульцево по дороге на Вороны, обнаружили следы лося и косули.

— Живу в дачном поселке Давыдовка. Рядом протекает Двина, где ловлю рыбу. Однажды, спустившись на берег по крутому склону, обнаружил запутавшийся в камышах труп косули. Неужели молодое животное погибло от рук браконьеров?
Виктор Тимофеевич.

— Не обязательно. Ежегодно осенью и весной, чаще всего в районе Тирасполя, с российской стороны к нам приплывают трупы диких животных. В этом месте река имеет пороги, и они становятся причиной гибели животных, которые так и не смогли преодолеть реку. А нынешней весной в районе площади Победы из Двины выбрался лось­сеголеток и через площадь перешел в Гапеев овраг, по которому и выбрался за пределы города в сопровождении работников соответствующих служб. Когда взрослые самки отлучают лосят от себя, они частенько попадают в разные истории, забредают в города, преодолевают порой непреодолимые преграды.

— Валерий Эдуардович, хотелось бы узнать, каким воздухом в городе мы дышим? Какие предприятия загрязняют атмосферу больше всего? Есть ли основания для беспокойства?
Валерий САМСОНОВ.

— Республиканский центр аналитического контроля по нашей заявке проводит контроль качества воздуха и воды в городской черте. Итоги показывают, что оснований для беспокойства нет. Во всяком случае, выбросы вредных веществ, попадающих в атмосферный воздух, поступают от телезавода, Витебскдрева, «Доломита», Витебской ТЭЦ, «Керамики», обувных предприятий и других. Для всех субъектов хозяйствования установлены нормативы допустимых выбросов вредных веществ, которые в основном соблюдаются. Мы за этим строго следим.

— Живем недалеко от поселка Руба. Частенько нас накрывает пыль, которая распространяется от ОАО «Доломит». Что предпринимается, чтобы оздоровить экологическую ситуацию?
Елена КУСТОВА.

— По информации, полученной от предприятия, в начале следующего года на «Доломите» будет проведена модернизация технологических линий с таким расчетом, чтобы содержание неорганической пыли в уходящих газах не превышало 50 миллиграммов на метр квадратный, с содержанием двуокиси кремния менее 70 процентов. В текущем году проводится модернизация производства доломитовой муки с использованием энергоэффективного оборудования, исключающего прямое сжигание топлива. Продолжаются строительство сооружений по очистке поверхностных сточных вод и другие мероприятия, которые значительно оздоровят экологическую ситуацию в данном районе.

— С удовольствием отдыхаем на Витьбе в районе плотины. Здесь все здорово: можно покататься на катамаране, велосипеде, скейтборде, поудить рыбу. А летом в жару так хочется освежиться в воде, но… Вряд ли вы, Валерий Эдуардович, как эколог посоветуете здесь принимать водные процедуры. Будет ли когда­нибудь возможность купаться в Витьбе?

— Действительно, зона отдыха получилась прекрасная. С этим нельзя не согласиться. Будем надеяться, что года через два­три вода в Витьбе станет соответствовать санитарным и гигиеническим требованиям, чтобы можно было купаться. Помимо того, что река способна к самоочищению, много усилий прилагают и экологи. Если раньше в Витьбу напрямую поступали сбросы ливневых вод от сорока источников, то сейчас их осталось восемь. Сбросы производственных сточных вод проходят через локальные очистные сооружения, принадлежащие субъектам хозяйствования, затем поступают в канализацию УП «Витебскводоканал». В этом году затампонировали еще пять источников сбросов ливневых вод, которые поступали от гаражно­производственного кооператива «Форсаж» сначала в Гапеев ручей, а потом в Витьбу.

— Бываю в других областных центрах и вижу, насколько там уделяют большое внимание зеленым насаждениям. Станет ли когда­нибудь наш Витебск по­настоящему зеленым?
Вероника ПЕТРОВА.

— В какой­то мере могу с вами согласиться. На сегодня в нашем областном центре насчитывается 253 гектара благоустроенных территорий, парков и скверов. В расчете на одного жителя Витебска приходится в среднем 7 квадратных метров зеленых насаждений, что крайне мало, ведь по норме требуется 18 квадратных метров. Стараемся озеленять городские территории. Вот и в мае, во время проведения Республиканского экологического форума, заложен новый сквер на выезде из Витебска, что недалеко от торгового центра «Корона». Были выданы предписания многим товариществам собственников в микрорайоне Билево, чтобы они занялись посадкой деревьев и кустарников. И надо сказать, что только весной посажено около трех тысяч зеленых насаждений. Работа в этом направлении продолжается. Более того, нам необходимо провести инвентаризацию зеленого хозяйства. И если школьные и учебные заведения эту работу уже провели на своих территориях, то большой объем работы в этом направлении предстоит выполнить работникам коммунального хозяйства, взяв на учет все деревья, растущие во дворах.

— Валерий Эдуардович, а сколько деревьев погибает от рук человека?! Вот в чем вопрос. Вроде и сажаем много, а в зелени не утопаем.

— Вы затронули самый важный вопрос — экологической культуры и воспитания. Видимо, еще недостаточно работают в этом плане не только наша служба, но и школы, воспитатели, экологи на предприятиях (есть у некоторых и такие штатные единицы), идеологический актив. Много среди нас равнодушных, которые не сделают замечание юнцу, заламывающему стволик неокрепшего деревца, или его спутнице, бросившей под ноги обертку от мороженого и молча наблюдающей за «подвигами» своего парня. В этом году составлено девять протоколов за подобные нарушения. Но одними протоколами и штрафами проблему с места не сдвинуть. Хочу привести характерный пример: во время уборочной страды у перевозившего зерно автомобиля оторвался борт, и зерно потоком посыпалось на дорогу, устлав ее толстым слоем. Случилось это возле поселка Октябрьский. И что вы думаете? Никто из многочисленных автомобилистов даже не попытался объехать зерно, рулили напрямую, пока экологическая «Нива» не перекрыла им дорогу. Вызвали ГАИ, срочно прибыли из хозяйства работники, чтобы собрать тонны рассыпанного зерна.

— Живу по улице 1­й Полярной, 1а. Мусорные баки на контейнерной площадке переполнены отходами, которые своевременно не вывозят. Может, вы повлияете на ситуацию?
Сергей КАШПАР.

— По улице Янушковского на обочинах проезжей дороги собралось немало песка, и никто его не убирает, чистят только возле остановок. Разве это правильно?
Дмитрий РАДКЕВИЧ.

— Обратим внимание соответствующих служб — Спецавтобазы и Гордормоста — на указанные факты, и сам побываю на месте. Хотя даже одного сигнала в газете достаточно, чтобы коммунальные службы приняли срочные меры по вывозу мусора, наведению порядка на дороге и не допускали подобных фактов впредь. Иначе штрафные санкции неизбежны.

— И еще одна проблема. По переулку Володарского, 8 образовалась стихийная свалка возле оставленного автомобиля, который никому не нужен. Звонили в ГАИ, но меры не приняты. Рядом с СТО «Вираж» и магазином «Витебские продукты» протекает канал, заросший бурьяном и источающий зловоние.

— Мы выедем на место и разберемся, кто за что отвечает и что можно предпринять.

— Хотелось бы узнать, как вы относитесь к идее заваривания мусоропроводов? Слышал, что в других областных городах эта работа ведется полным ходом. Что касается меня, то считаю это правильным решением. Не нужно пополнять городской полигон вторсырьем, которое жители выбрасывают в мусоропроводы. Мне не трудно выносить рассортированные отходы на контейнерную площадку. Только в нашем дворе дома №39, корпус 2 по улице «Правды» не хватает контейнеров для раздельного сбора мусора.
Сергей ГОРТАНОВ.

— Вы подняли актуальный для нашего города вопрос. Действительно, заваривание мусоропроводов поспособствует более углубленной сортировке твердых коммунальных отходов (ТКО), что увеличит процент извлечения из них вторичных материальных ресурсов. На сегодня эта цифра не превышает 12 процентов, а поставлена задача извлекать до 18 процентов вторсырья. Но прежде чем наскоком решать проблему, нужно службам, и в первую очередь коммунальщикам, все просчитать, посмотреть, как заинтересовать людей, чтобы они сортировали мусор уже на кухне, показать выгоду и пользу общего дела.

— Валерий Эдуардович, вторсырье заготавливают в городе многие предприятия. Какие? Перерабатывают ли в Витебске отходы?

— На этот год запланировано заготовить и поставить для республиканских государственных нужд 36,7 тысячи тонн вторичных материальных ресурсов. Собрано чуть более 18 тысяч. Самые крупные предприятия, которые этим занимаются, «Витебскоблресурсы», «Спецавтобаза», заготконтора, завод полимерных изделий. В городе имеется 44 пункта по приему вторсырья и восемь предприятий, занимающихся переработкой отходов.

В городской экологической службе работает «горячий телефон» 42­65­60.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Подготовила Елена БАШУН. Фото автора.