17 ноября в Беларуси отмечают День образования службы участковых. Семейные скандалы, драки — вот то, что в их ежедневной работе встречается нередко. Никогда не знаешь, что ждет за обшарпанной дверью квартиры: добродушный хозяин или опасный преступник.
Участковый Александр Чеботарев и старейшина деревни Малые Липки Анатолий Юранов.
Проблемные адреса
— Ну что, пройдешь? Только смотри аккуратно, не упади, здесь давно не убирали, — со старшим лейтенантом Оршанского РОВД Александром Чеботаревым пытаемся перебраться через горы мусора и хлама в одном из домов деревни Елино.
Нас встречает женщина потрепанного вида. Гостей хотя и не ждали, но восприняли визит без удивления.
— Все нормально у вас? — интересуется участковый.
— Нормально.
Заходим в комнаты. Они захламлены чуть ли не до потолка: разбросанные провода, телевизоры, настенные часы, коробки и прочий мусор создают своеобразный интерьер дома. Внутри грязно, и чувствуется, что помещение давно не проветривалось. На кровати сидит мужчина и что-то паяет. Он вместе с женщиной живет в доме, оба нигде не работают, бродяжничают и, что найдут, тянут в дом. Хоть от соседей нареканий на них не поступало, но все равно нужно контролировать. Достаточно брошенного окурка в эту груду мусора — и дом мгновенно вспыхнет.
— Чтобы в ближайшее время убрали все! Если что, поговорю с соответствующими службами, чтобы выделили трактор для вывоза мусора, — добавляет в конце участковый.
Затем отправляемся по другим проблемным адресам. Нужно обойти всех, кто состоит на учете: владельцев оружия, алкоголиков, семейных дебоширов. Ведь залог порядка на участке — профилактика. В том числе ей Александр уделяет рабочее время. К примеру, притон в трехэтажном доме в Юрцево. Рядом находится трасса М1 Брест — Москва, поэтому зачастую в притоне, кроме пьяниц, собираются еще проститутки после «работы». Александр долго стучит в дверь — тишина, не открывают.
— Наверное, нет никого. После регулярных визитов милиции желание вновь устраивать притон у людей отпадает. Где-то уже как месяц в квартире спокойно, но все равно захожу. Чтобы не думали, что про них забыли и можно начинать все заново, — делится Александр.
Уверенной походкой он идет к личной машине, на которой пока ездит по знакомым маршрутам. Мы перемещаемся в другую деревню.
У каждого дома своя история и проблемные жильцы. Кто-то попал в плохую компанию, другой начал пить из-за личных проблем, случаются и бытовые конфликты между соседями. В этих тонкостях и нюансах приходится разбираться людям в погонах.
— Помог одному из подконтрольных устроиться на работу в колхоз. Он месяц отработал и запил. То есть я убедил директора взять нового работника, а он, получается, воспользовался доверием и подставил меня, — размышляет молодой участковый.
Едем в деревни Гадовичи и Межево. Здесь заходим в гости к любителям выпить. Некоторые уже побывали в ЛТП. И вроде как одумались, дом свой немного обустроили, но это до первых денег. Зима нагрянет, появится подработка — бабушке придется возле дома снег убрать. Заработают пять рублей и в большинстве случаев возьмутся за бутылку, а не станут копить на ремонт жилья. Кстати, в квартире ободранные обои, потолок в разводах, потеки на стенах, немытые полы и посуда, старые шкафы, из которых что только не вываливается.
Завершаем рейд в Пищалово. Наведываемся по нескольким адресам: надо проверить правильность хранения оружия и заехать в колхоз. С этим порядок: ружья разобраны, лежат в сейфах, в хозяйстве работники трезвые, внешне — порядок.
Соскучиться некогда
Александр Чеботарев родился в местности, где обслуживает участки, в деревне Корово. После окончания Оршанского государственного механикоэкономического колледжа по специальности «Правоведение» пробовал устроиться в органы. По тогдашнему положению не взяли — нужно было иметь за плечами или службу в армии, или высшее образование. Поэтому он поступил на «заочку» юридического факультета ВГУ имени П. М. Машерова. Пока учился, работал водителем «скорой». После окончания юрфака цель была достигнута — Александр пополнил ряды оршанской милиции. Участковым он работает пять лет, недавно продлил контракт еще на пять.
— Мне работа нравится, чувствую, что это мое. Приятно, когда получается помочь людям. Да и профессия участкового интересная и не однообразная, потому что не знаешь, что будет завтра, — отмечает 29летний офицер. — Бывают разные ситуации. Вроде люди стали более грамотными в правовых вопросах, но бывает и так, что услышат по телевизору какуюто информацию, запомнят определенную часть нормы закона и доказывают, что я не прав. Хоть сами не разобрались в вопросе.
В прошлом году Александр стал лучшим в районе по раскрываемости дел. Сейчас у инспектора на руках 10 заявлений. Больше всего происходит краж. Но он уже прошел закалку. Если учесть, что, когда отработал только два месяца, в одной из его подконтрольных деревень убили человека.
«Можно сказать, Саньку мы вырастили»
То, что Александр сделал правильный выбор, уверены и жители деревень. Если чтото случилось, звонят ему днем и ночью. В деревне Малые Липки старейшина Анатолий Юранов благодарит участкового за то, что помог решить вопрос с водой, которая стояла возле домов. Прислали технику и сделали канаву для отвода.
— К сожалению, коммунальные службы не всегда реагируют на жалобы людей, с милицией проблемы решаются быстрее. Поэтому жители ко мне обращаются, хотя дел хватает по основным своим обязанностям, — отмечает Александр.
Особенность сельской местности в том, что все друг друга знают. Председатель Пищаловского сельского Совета депутатов Татьяна Жданович также довольна участковым.
— Он всегда с нами на связи, никогда не отказывает. Помогает и то, что он из этих краев, местный. Саньку, можно сказать, мы вырастили, он взрослел на наших глазах, и теперь ждем, чтобы по карьерной лестнице рос, — делится Татьяна Реональевна.
У инспектора в этот день было еще много дел. Нужно решить ряд вопросов, заполнить документы, отчитаться о проделанной работе… И самая лучшая награда для участковых — отсутствие преступлений и приветливые взгляды сельчан. Для этого и работают.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.